|
Образ Николая Ростова в романе
"Война и мир"
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" — один из самых густонаселенных
романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает
к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество
исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией
автора. Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого
существования и вместе с ним разглядываем живые существа, которые в нем
действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир
идей реальность.
Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхищение или ненависть,
любовь, и среди них Николай Ростов — самый задушевный персонаж романа.
Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и "разговоры
веселее". Два красивых молодых человека, один офицер, другой — студент,
Николай Ростов, "невысокий курчавый молодой человек" с открытым
выражением лица.
В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку: "Эскадрон,
в котором служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек",
— сообщает Толстой. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает
при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность
присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмысленное положение,
в котором оказывается благодаря поступку Телятина, удивляет даже бывалых
однополчан. Недаром седовласый штабротмистр увещевает Ростова: "Спросите
у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения
у полкового командира?"
И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней иерархии ценностей
выше и дороже чести личной. "Я виноват, кругом виноват!" — восклицает
он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера.
Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного
с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.
Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбен-ского сражения,
наступает "момент истины". Ростов осознает невозможность убийства
и смерти. "Не может быть, чтобы они хотели убить меня", — думает
он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет
в противника пистолетом. Он убегает с чувством "зайца, убегающего
от собак". Его страх — это не страх перед врагом. Им владеет "чувство
страха за свою счастливую молодую жизнь". Николая Ростова не отличают
ни глубина ума, присущая, например, князю Андрею, ни способность глубоко
мыслить и переживать боль и чаяния людей, характерная для Пьера Безухова.
Болконский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот
тип людей, который он особенно не любил. Автор называет его "простодушным",
и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннее существо.
Простая душа. Честная и порядочная.
Полюбив княжну Марью, он до конца, до некоего предела разумности хранит
верность Соне, которой дал слово.
Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению отечеству, отдался
служению своей семье и хозяйству. "Николай был хозяин простой, —
замечает Толстой, — не любил нововведений... смеялся над теоретическими
сочинениями о хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение,
а не какая-нибудь отдельная часть его... И хозяйство Николая приносило
самые блестящие результаты". (Высшая похвала гр. Толстого.)
Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определенные черты его характера
легко угадываются в Константине Левине из "Анны Карениной".
Они получили окончательное оформление в образе Дмитрия Нехлюдова из "Воскресения". |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|