|
Жанровое своеобразие в "Войне
и мире"
“Что такое “Война и мир”? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая
хроника” — так писал, обращаясь к своим верным читателям, Лев Николаевич
Толстой. Так что же это за произведение, заставляющее верить искренне
и безошибочно в любовь, мир и всепрощение каждого, кто только находит
в себе смелость взять в руки эту книгу, чтобы читать, читать не отрываясь,
до самого конца, переживая за любимых героев, как за самых близких друзей?
Как объяснить самому себе эти слова автора, пытающегося в одной из своих
самых значительных работ объять необъятное, понять непостижимое и объяснить,
продемонстрировать нечто загадочное и великое читателю?
На мой довольно неискушенный взгляд, а я думаю, что со мной согласятся
многие, “Войну и мир” невозможно ограничить узкими рамками того или иного
жанра, слишком много всего содержит в себе это произведение: картины битвы
сменяются изображением мира, как полной противоположности войны, мира,
как существования сообщества многих и многих людей, а также природы и
вообще всего того, что окружает человека в пространстве и во времени.
Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь,
любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои этого
литературного произведения.
Каждый образ сопровождается описанием многочисленных, казалось бы неприметных
и неинтересных, а на первый взгляд и вовсе не нужных деталей, моментов”
создающих впечатление удивительно полного раскрытия автором внутреннего
мира его героев. Оказываясь рядом в те или иные мгновения своей жизни,
совсем не похожие друг на друга люди неожиданно помогают самим себе лучше
понять все нюансы чувств и мотивы поведения. Так, князь Андрей Болконский
и Анатоль Курагин оказываются рядом с Наташей Ростовой, но как сильно
различается их отношение к этой юной и хрупкой девушке. Возникшая ситуация
позволяет разглядеть глубокую пропасть между нравственными идеалами этих
двух мужчин из высшего общества. Но их конфликт, усиленный сложными жизненными
перипетиями, продолжается недолго — увидев, что Анатоль тоже ранен, князь
Андрей прощает своего соперника прямо на поле брани.
Вообще, читая “Войну и мир”, очень интересно наблюдать за тем, как постепенно
углубляется или меняется мировоззрение персонажей в этом произведении.
Л. Н. Толстой попеременно заглядывает в разные места к разным людям, что
позволяет проследить за каждым героем. Триста тридцать три главы четырех
томов и двадцать восемь глав эпилога складываются в четкую, определенную
картину, словно шар из капелек, похожий на глобус, приснившийся Пьеру
Безухову. Автор написал “Войну и мир” как новую Библию, новую священную
книгу, главными заповедями которой являются светлая, чистая любовь, стремление
к миру, а не войне, прощение всех своих недругов. Герои этого произведения
неторопливо, но верно приходят к пониманию подобных постулатов и догм.
Нельзя сказать, что это легко. Пьеру, например, приходится пройти и через
неудачный брак, и через дуэль с Долоховым, обмануться в масонстве, в которое
он когда-то свято верил, побывать в плену и только потом наконец обрести
счастье с Наташей, осознав семейное счастье как нечто главное в жизни.
В “Войне и мире” Лев Николаевич Толстой призывает людей оставить вражду
и борьбу между собой и начать действительно жить “по-настоящему”. Он показывает
на примере своих героев, к чему может привести отсутствие мира вообще
и мира, лада с самим собой. Как и любое замечательное по мысли, по чувству
серьезное произведение, книга Л. Н. Толстого вызвала неиссякаемый поток
критики и восторженных отзывов, но мне хотелось бы привести сейчас именно
высказывание Н. Н. Страхова о “Войне и мире”: “...Ни одна фигура не заслоняет
другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешают другим сценам и впечатлениям,
все на месте, все ясно, все раздельно и все гармонирует между собою и
с целым”. Думаю, такую связь частей и целого можно считать идеалом художественной
композиции, за что произведение Л. Н. Толстого по праву называют выдающимся. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|