|
Нравственный идеал в романе "Война
и мир"
И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все
новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной
и нравственный закон во мне. И. Кант.
Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас
поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего,
никто не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает
как данное, что убийство — это плохо, а помощь ближнему — хорошо. Добро,
по-моему, нельзя определить. Это субъективное понятие и каждый воспринимает
его по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе
представления каждого человека — так называемый нравственный идеал, достичь
который невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном совершенстве
— его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий соответственно
своему собственному, субъективному понятию о добре, будет приближаться
к нравственному идеалу.
Вопросы о добре и зле — вечные вопросы философии — не могли не найти отражения
в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир", раскрывающем нашему
взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако
Л.Н. Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о нравственном
идеале. И нам придется считать его представления правильными, так как
весь мир романа действует по его законам. Л.Н. Толстой, как противник
любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном
виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту "другую, лучшую"
любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь:
"Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и
это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания
божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить
эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий".
К таким выводам приходит Пьер Безухов — один из любимых героев Л.Н. Толстого,
— точнее не приходит, а "кто-то говорит ему эти мысли". Откровение
приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер обретает
иную, духовную: "Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня.
Кого меня? Меня? Меня — мою бессмертную душу!"
"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия
с самим собою Е он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии
светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической
любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания обманули
его". Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот,
каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный
внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по
ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои предыдущие
поступки, то есть он способен к постоянному самоулучшению и самоочищению.
В плену Пьер испытывает сильнейшие физические и духовные потрясения: сцена
казни пленных, голод, постоянный страх смерти. Они только подтолкнули
Пьера к кардинальному изменению мироощущения. Но самым важным событием
в плену и во всей жизни Пьера оказалась встреча с Платоном Каратаевым
— таким же пленным, солдатом Апшеронского полка. Платон Каратаев — "олицетворение
всего русского, доброго и круглого". "Он любил и любовно жил
со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным
каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами".
Любовь к людям, к жизни, восприятие ее такой, какая она есть, — вот что
перенял Пьер у Платона Каратаева. Другой любимый герой Л.Н. Толстого —
Андрей Болконский — так же как и Пьер приходит к подобному мироощущению
после долгих поисков. Основа его характера — гордость — одновременно и
достоинство, и слабость. Вся жизнь его — постоянный поиск. Он пытается
найти свой Тулон, чтобы обрести славу. Но желание славы для князя Андрея
— желание любви людской. Князь Андрей так же, как и Пьер, поднимается
по ступеням. Основные вехи его жизни: светская жизнь, участие в кампании
1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка с Наташей, Отечественная
война — все они имели свое влияние на князя Андрея. Но прежде чем прийти
к "правильному" мироощущению ему приходится пережить ужас смерти,
увидеть страдания других людей. Он получает ранение в Бородинском сражении
и попадает на перевязочный пункт, что становится переломным моментом в
его судьбе. Он встречает Анатоля Курагина — своего врага, — которому только
что отняли ногу, и не испытывает к нему чувства ненависти. Впоследствии
он осознает, что, умирая, он "увидал врага своего и все-таки полюбил
его". Он "испытал то чувство любви, которая есть самая сущность
души и для которой не нужно предмета".
"Любить ближних, любить врагов своих. Все любить — любить бога во
всех его проявлениях", — вот тот истинно христианский тезис, к которому
автор приводит всех своих любимых героев. Наташа Ростова — самый яркий
женский образ романа — всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям,
к окружающему миру — ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н. Толстой, скорее,
не ее приводит этому тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных.
В соответствии с основами своего мировоззрения, Л.Н. Толстой сближает
любимых героев с народом. Высшая похвала Андрею Болконскому — прозвище
"наш князь", данное ему солдатами полка. Наташа "умела
понять все то, что было Е во всяком русском человеке". А Пьер, попав
в плен, отказался переходить в офицерский балаган и остался в солдатском,
где все те качества, так мешавшие ему в свете: "сила, пренебрежение
к неудобствам, рассеянность и простота" — "давали ему положение
почти героя". В эпилоге Пьер говорит: "Мы только для того беремся
рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности". Здесь
мысль народная выходит на высшую ступень — общечеловеческую. Пьер чувствует
себя ответственным за устройство мира, за благополучие каждого человека.
Он считает, что защитники добра должны объединиться, чтобы противостоять
силам зла. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|