Партия социалистов-революционеров и ее участие в Первой
русской революции
В начале ХХ в. в России наряду с социал-демократией в активную политическую
деятельность вступила и
другая сила — социалисты-революционеры (эсеры) , которые являлись главной
партией крестьянской демократии.
Она конституировалась в конце 1901 начале 1902 г. в результате слияния
нескольких неонароднических
организаций. Название партии "социалисты-революционеры" не
было случайным. Оно происходило от того, что
эсеры ставили своей задачей преобразование общества на социалистических
началах. "Партия социалистов-
революционеров в России рассматривает себя как один из отрядов армии
международного социализма и ведет
свою деятельность в духе общих интересов ее борьбы, в формах, соответствующих
конкретным условиям русской
действительности", — говорилось в Программе эсеров, принятой в
1905 г.
Становление партии социалистов-революционеров (ПСР) так же, как и РСДРП,
было длительным и
сложным процессом. Ее образование происходило на основе слияния ряда
российских региональных и
эмигрантских народнических организаций, сформировавшихся еще в 90-е
годы ХIХ в. Эти партии, союзы, лиги
были носителями разных тенденций в народничестве. Одни из них оставались
верны народовольческим
традициям террора. Другие возлагали надежды на создание массовой партии
"революционного социализма" и
смотрели на террор как лишь на дополнительное средство борьбы с самодержавием,
а некоторые даже готовы
были от него отказаться. Но вне зависимости от тактических взглядов
их всех объединяло стремление к
обновлению народнической идеологии в условиях новой исторической ситуации,
когда капиталистические
отношения утвердились в России.
Точно так же, как "Искра" выступала в роли коллективного пропагандиста,
агитатора и организатора
социал-демократических сил, соответствующее значение для объединения
неонароднических сил и
распространения их влияния на массы имели газета "Революционная
Россия" и журнал "Вестник русской
революции". Весьма показательно, что первые номера "Искры"
и "Революционной России" вышли в свет почти
одновременно и также почти одновременно в конце 1905 года обе конкурирующие
революционные газеты
прекратили свое существование. С января 1902 года с момента публикации
в "Революционной России" извещения
о создании партии социалистов-революционеров газета стала ее официальным
органом. Газета была рассчитана
на пропаганду эсеровских взглядов как в среде членов партии, так и в
широких массах. Теоретическим органом
ПСР являлся "Вестник русской революции". Проект программы
ПСР был опубликован в газете "Революционная
Россия" в 1904 году (N 46) . Его ведущим автором был В. М. Чернов
(1873-1952) , выдвинувшийся в конце ХIХ
века в качестве наиболее крупного теоретика неонародничества.
На путь революционной деятельности Чернов в ступил в 90-е годы ХIХ века
будучи студентом
Московского университета. Молодые годы Чернова во многом были схожи
с судьбой Ленина, Мартова и других
видных деятелей революционного движения России: исключение из университета,
арест в 1894 году по делу
партии "Народное право", затем ссылка на 3 года. После нее
— заграница, где Чернов создает "Аграрно-
социалистическую лигу", организацию, ставшую важным шагом на пути
создания партии социалистов-
революционеров. В 30-летнем возрасте Чернов уже признанный теоретик
эсеров. Характерная черта его
теоретических воззрений стремление соединить неонародничество с отдельными
положениями марксизма и
бернштейнианства, избегая крайностей различных течений социалистической
мысли. На первых съездах
эсеровской партии Чернов делал программные доклады. Его авторитет в
партии был чрезвычайно велик. После
революции 1905-1907 гг. он занимал центристские позиции, стараясь притормозить
развитие опасных, с его
точки зрения, левоэкстремистских и правооппортунистических тенденций
партий. Чернов принял участие в
подготовке антивеховского эсеровского сборника статей. В годы первой
мировой войны, занимая
интернационалистическую позицию, он участвовал в работе Циммервальдской
и Кинтальской конференции.
После февральской революции 1917 года в условиях резкого размежевания
ПСР Чернову не удалось объединить
вокруг себя значительные партийные массы. Его влияние на внутрипартийные
дела было не столь значительно
как в годы первой российской революции. С мая по июль 1917 года Чернов
занимал пост министра земледелия во
Временном правительстве. Политический курс большевиков на социализм
в России он считал преждевременным.
Не приняв Октябрьскую революцию, Чернов связывал надежды на демократическое
развитие страны с
Учредительным собранием, председателем единственного заседания которого
он был. В 1918 году Чернов
вынужден был перейти на нелегальное положение, а 1920 году он покинул
Советскую Россию. В эмиграции он
целиком посвятил себя публицистической деятельности. Результаты его
многолетних размышлений были
изложены в книге "Конструктивный социализм", изданной в Праге
в 1925 г. В ней автор, в частности, показал
свое неприятие большевистской интерпретации социализма и политической
системы Советской России. Являясь
противником тоталитаризма в любой его форме, Чернов уже в преклонном
возрасте борется с фашизмом в рядах
французского движения сопротивления. Умер он в 1952 году.
На рубеже ХIХ начала ХХ века эсеры не могли отрицать, как это делали
их народнические
предшественники, самого факта победы капитализма в России. Но распространение
капитализма в стране
объяснялось ими во многом его искусственным насаждением правительством.
В начале ХХ века у эсеров еще
теплилась надежда на устойчивость мелкого крестьянского хозяйства, которое,
как они полагали, не втянется в
орбиту капиталистических отношений и сможет стать основой для эволюции
к социализму. Не желая признавать
усиливающийся процесс имущественного расслоения крестьянства, эсеры
объясняли это больше влиянием
царской политики, нежели результатом естественной эволюции капитализирующейся
деревни. Большинство
крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство и не применяющих наемный
труд, они зачислили в категорию
так называемого "трудового крестьянства". Поскольку источником
дохода этой категории являлся их собственный
труд, а не эксплуатация наемной силы, эсеры не причисляли их к мелкобуржуазным
слоям. По сути дела между
трудовым крестьянством и фабрично-заводским рабочим в представлении
эсеров не существовало какой-либо
разницы, поскольку источником их существования был собственный труд.
Надвигающуюся революцию в России эсеры считали не буржуазной и не социалистической,
а "трудовой",
поскольку она совершается трудящимися массами и направлена на осуществление
коренных социальных
преобразований. Ее главной задачей было "обобществление труда,
собственности и хозяйства; уничтожение
вместе с частной собственностью самого деления общества на классы".
В программе эсеров формулировались
задачи как социалистического, так и демократического этапов революции.
К первым относилось главное
требование экспроприация капиталистической собственности и организация
производства и всей общественной
жизни страны на социалистических началах. А это предполагает "полную
победу рабочего класса,
организованного в социально-революционную партию, и в случае надобности
установления его временной
революционной диктатуры".
Следует отметить широкую программу демократических преобразований, выдвигаемых
эсерами. Ее
основные положения были весьма близки к требованиям РСДРП. К ним относились
свобода совести, слова,
печати, собраний и союзов, свобода передвижений, неприкосновенность
личности и жилища. На основе
всеобщего и равного избирательного права для всех граждан предполагалось
образование выборных органов
демократической республики с автономией областей и общин, широкое применение
федеративных отношений
между национальностями, введение родного языка во всех местных, общественных
и государственных
учреждениях.
В целях охраны духовных и физических сил рабочего класса и создания
благоприятных условий для его
борьбы за социализм партия социалистов-революционеров, как и РСДРП выдвигала
требование 8-часового
рабочего дня, введение государственного страхования, а также установления
минимальной заработной платы.
В соответствии со своими взглядами на задачи революции в деревне, эсеры
выступали за социализацию
земли, т.е. изъятие ее из частной собственности и из сферы купли и продажи,
и передачу в общенародное
достояние, прежде всего в пуки сельских общин, а также местных органов
самоуправления. Устанавливалось
уравнительно-трудовое право пользования землей. Никто не мог требовать
земли больше, чем был в состоянии
обработать ее сам или трудом членов своей семьи.
В организационном отношении эсеры учитывали опыт партии II Интернационала,
куда они входили
наряду с РСДРП. Членом партии социалистов-революционеров считался всякий,
кто признавал ее программу,
подчинялся ее постановлениям и участвовал в работе одной из ее партийных
организаций. В отличие от
территориально-производственного принципа построения РСДРП эсеры провозгласили
только
территориальный. Эсеры имели два руководящих органа — ЦК и Совет партии.
ЦК осуществлял идейную и
практическую деятельность партии. В Совет партии входили пять членов
ЦК и представители всех областных
организаций, а также Московской и Петербургской организаций. Совет партии
созывался Центральным
Комитетом, его решения были обязательными для партии, их мог отменить
только съезд.
На особом положении в партии находилась Боевая организация эсеров, созданная
в конце 1901 года одним
из лидеров партии Г. А. Гершуни. Она была строго законспирирована. Члены
Боевой организации не принимали
участия в региональных комитетах партии, равно как и последние не участвовали
в деятельности Боевой группы.
Ее отношения с ЦК партии строились через особоуполномоченного и отличались
большой самостоятельностью. С
1903 г. Боевую организацию возглавил Евно Азеф, являвшийся осведомителем
царской охранки.
Накануне первой российской революции эсеры не имели еще утвержденной
общепартийной программы,
не было и выдержанной тактической линии, шел непростой поиск организационных
форм партийной
организации. Вместе с тем накануне революции она и не переживала острых
внутренних расколов по данным
вопросам.
Начинавшуюся революцию эсеры оценивали с особой точки зрения. По их
мнению, российская революция
соединяла в себе не только тенденции предшествующих ей в мировой истории
революций, но и новые
социальные тенденции, которые ранее в мировой истории не наблюдались.
Эти тенденции связывались с особой
исторической миссией крестьянства и революционной интеллигенции в России.
Революция, по мнению В. М. Чернова, наступила преждевременно, когда
еще не было подготовленных для
победы над самодержавием фактически наличных сил. Русско-японская война
ускорила ее наступление, военные
поражения вызвали растерянность правительства. Благодаря этому революционное
движение "скакнуло далеко
выше реального соотношения сил", взрыв возмущения создал "ложную
видимость" господствующего положения в
стране "левых". Революция не обладала силой, но уверовала
в нее и заставила поверить в эту силу правительство.
Будучи движущей силой революции, пролетариат, по мнению эсеров, готов
был разрушать, но не был, как
и крестьянство, подготовлен к созидательной работе.
В октябре 1906 г. из эсеровской партии выделилось самостоятельное образование
"Союз социалистов-
революционеров максималистов". Идеологами и теоретиками этого направления
были А. Троицкий, М.
Энгельгарт, С. Светлов, Г. Нестроев и другие. Эсеры-максималисты представляли
революцию как процесс
дезорганизации власти и всех сторон государственной жизни путем захвата
и экспроприации земли,
предприятий, орудий производства. По их мнению, любая партия, поскольку
она основана на централизме,
подавляет инициативу своих членов и тем сковывает революционную энергию.
Другая часть эсеровской партии (А. В. Пешехонов, В. А. Мякотин, Н. Ф.
Анненский, С. Я. Елпатьевский)
основали партию народных социалистов (энесов) . Энесы отрицательно относились
к разгрому помещичьих
усадеб и "захватным" действиям крестьян. Пролетариат же по
их мнению, переоценивал свои силы, чему
способствовала социалистическая интеллигенция. Правонароднический взгляд
на революцию 1905-1907 гг.
базировался на том, что социалистические партии делают ошибку, отталкивая
от себя кадетов, поскольку их
программа содержит много необуржуазных черт. Именно в результате ошибочной
тактики революционных
партий после октября 1905 г. пролетариат без активной поддержки "буржуазии,
либералов и внеклассовой
интеллигенции был раздавлен правительством".
Важнейшим направлением деятельности ПСР считалась пропагандистско-агитационная
работа в массах.
Эсеры призывали крестьян к организации стачек, бойкота помещиков, к
созданию крестьянских "братств" (тайных
кружков первичных организаций в деревне) . Перед "братствами"
ставились задачи распространения
народнической идеологии среди крестьян, ознакомление их с программами
и тактическими установками эсеров,
усиление влияния на решение "мирских дел" в соответствии с
этими установками, объединение крестьян на
проведение просветительских мероприятий, в борьбе за свои права и организацию
"революционных" акций.
Причем в "революционных" акциях предпочтение отдавалось мирным
демократическим действиям (стачки,
демонстрации, петиции) .
Занимаясь "политическим воспитанием" крестьян, эсеры не упускали
из виду и городской пролетариат.
Более того, после поражения первой русской революции их пропагандистско-агитационные
усилия в большей
степени направлялись на работу среди городского населения, нежели сельского.
Глубокий идейный и организационный разброд после поражения революции
настиг и неонароднические
партии и группы. Партия эссеров понесла серьезные потери в связи с полицейскими
репрессиями.
Многочисленные аресты ослабили ее организации, ряды эсеров охватила
волна упадничества. Среди эсеров, как
и среди социал-демократов появились два течения: крайне террористическое
и сторонники исключительно
легальных форм деятельности в массах.
Эсеровские ультратеррористы 1908-1909 гг. своими тактическими взглядами
во многом напоминали
максималистов периода первой русской революции. В свою очередь позиция
сторонников преимущественно
легальной деятельности была в чем-то родственна энесам.
В послереволюционный период распад крестьянской общины в результате
столыпинской аграрной
реформы заставил скорректировать взгляды эсеров в поддержку зажиточных
слоев крестьянства. Теперь оно, по
их мнению, стало составной частью "трудового крестьянства",
хотя до революции эсеровские теоретики, как
известно, придерживались противоположных взглядов. Это был шаг на встречу
энесам в аграрном вопросе.
Одним из показателей острых разногласий в партии был вопрос об отношении
к выборам в IV
Государственную думу. После длительных дискуссий орган партии "Знамя
труда" рекомендовал тактику бойкота.
Однако бойкот Думы не был связан с начинавшимся в стране новым революционным
подъемом. И хотя местные
организации выступили с призывом к борьбе, это в общем и целом не меняло
общей ситуации. Призывы не
подкреплялись практическими действиями. В одной из прокламаций московской
группы эсеров положение в
партии характеризовалось следующим образом: "Внутреннее недоверие
разбивало ее, натиск реакции и
ослабление масс лишали той связи и поддержки, которые раньше давали
ее деятелям силу и твердость в самых
жестоких испытаниях: организация распалась".
Новый революционный подъем 1912 г. по лето 1914 г. все время набирал
силу. Накануне первой мировой
войны страна была охвачена политическими и экономическими забастовками.
Но этот новый подъем
революционного движения был оборван началом войны. Отношение к ней в
связи с тем или иным пониманием
революционной перспективы определило перегруппировку в рядах эсеров
и в направлении их деятельности.