Джон Локк. Государство и право
Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде
“Два трактата о
государственном правлении” .
Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора,
народного суверенитета,
неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности
восстания против тирана. Дж. Локк
развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное
политико-правовое учение —
доктрину раннебуржуазного либерализма.
Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Дж.
Локку, до возникновения
государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном
общежитии “нет войны всех
против всех” . Господствует равенство,” при котором всякая власть и
всякое право являются взаимными, никто не
имеет больше другого” . Однако, в естественном состоянии отсутствуют
органы, кот. могли бы беспристрастно
решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных
в нарушении естественных законов.
Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную
размеренную жизнь. В целях надежного
обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности
и собственности люди соглашаются
образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно
акцентирует момент согласия: “Всякое
мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”
.
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся
в одно целое под эгидой
ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию,
правомочную улаживать конфликты
между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности
(семей, господских владений)
государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть,
т.е. право во имя общественного блага
создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также
право применять силу общества для
исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума,
люди предельно точно отмеряют
тот объем полномочий, кот. они затем передают государству. О каком-нибудь
полном, тотальном отказе
индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу
государства у Локка нет и речи. Право
на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает
никому и ни при каких
обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности — окончательные границы
власти и действия государства,
преступать которые ему заказано.
Целью деятельности государства, по Локку, должны быть охрана собственности
и обеспечение гражданских
интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной
цели, Локк выбрал законность,
разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа
на восстание в связи с
злоупотреблениями властью.
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном
людьми общем законе,
признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра
и зла для разрешения всех
коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак.
Закон в подлинном смысле — отнюдь
нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или
от установленного людьми
законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает
разумному существу поведение,
соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если
такой нормы-указания предписание
в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону
должны быть присущи стабильность и
долговременность действия.
Ратуя за режим законности, он натаивал на следующем положении: кто бы
конкретно ни обладал верховной
властью в государстве, ему вменяется “управлять согласно установленным
постоянным законом, провозглашенным
народом и известным ему, а не путем импровизированных указов” . Законы
тогда способствуют достижению
“главной и великой цели” государства, когда их все знают и все выполняют.
В государстве абсолютно никто,
никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий
престиж закона проистекает из того, что
он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности,
который также гарантирует
индивида от произвола и деспотической воли других лиц. “Там, где нет
законов, там нет и свободы.” Как все иные
политические установления, как само государство, позитивные законы создаются
по воле и решению большинства.
Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно
с одобрения входящих в
него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении,
и необходимо, чтобы оно “двигалось
туда, куда влечет его большая сила, которую составляет согласие большинства”
.
Поддерживание режима свободы, реализация “главной и великой цели” политического
сообщества
непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государства
были четко разграничены и
поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная
власть) полагается
только представительному учреждению всей нации — парламенту. Компетенция
претворять законы в жизнь
(исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело
ведать также отношениями с
иностранными государствами. Имея в виду не допускать узурпации кем-либо
всей полноты государственной
власти, предотвратить возможность деспотического использования этой
власти, он наметил принципы связи и
взаимодействия “отдельных ее частей” . Соответствующие типы публично-властной
деятельности располагаются
им в иерархическом порядке. Первой место отводится власти законодательной
как верховной (но не абсолютной) в
стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они не являются
пассивными придатками
законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная)
довольно активное влияние.
Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической
мысли со времен
Аристотеля, тоже интересовал Локка. Правда, он не отдавал какого-то
особого предпочтения ни одной из уже
известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически
отвергалось абсолютистски-
монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее
к той ограниченной, конституционной
монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность,
какой она стала после 1688 года.
Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала
из общественного договора и
добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую “структуру
правления” , охраняла естественные
права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.
Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм,
которые были бы раз и навсегда
застрахованы от опасности вырождения в тиранию политический строй, где
имеет место “осуществление власти
помимо права” . Когда органы власти начинают действовать, игнорируя
право и общее согласие, обходя
надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется
нормальное управление
страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается
сам народ. Ссылки
узурпаторов таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве
Локк парировал указанием на
то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее
состояние насилия и грабежа, выгодное
единственно разбойникам и угнетателям.
В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую
власть, у людей
остается лишь одна возможность “воззвать к небесам” , применить силу
против “несправедливой и незаконной
силы” . По закону, “изначальному и превосходящему все людские законы”
, народ “обладает правом судить о том,
судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам”
. Суверенитет народа, по Локку, в
конечном счете (и это явно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше,
значительнее суверенитета созданного
им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости
нарушивших общественный договор
правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство
на путь свободы, закона, движения
к общему благу будет совершенно правомерным.
Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии
раннебуржуазных
революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя
многие достижения политико-
юридического знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения
были не просто собраны, но
углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала
революция в Англии. Таким образом, они
стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и
теоретические запросы политико-
правовой жизни следующего, 18 столетия — столетия Просвещения и двух
крупнейших буржуазных революций
нового времени на Западе: французской и американской.