|
Жизнь и быт Афин по комедиям Аристофана
Древнегреческий драматург, "отец комедии" Аристофан (ок. 446
— ок. 385 гг. до н.э.) жил и создавал свои произведения во времена расцвета
своего родного города Афин. Афины, вышедшие победителем из войны с Персией,
заняли лидирующее положение среди государств Древней Греции. В это время
в Афинах отмечается расцвет демократии, культуры, политической и социальной
жизни города.
Однако не все было так гладко в жизни Афин. K концу V века здесь начал
назревать кризис
рабовладельческой демократии. Наиболее яркие проблемы, вызванные этим
кризисом и поднимает в
некоторых своих комедиях Аристофан.
Рассказ о жизни Афин времен Аристофана, по-моему, логичнее всего начать
с государственного
устройства. Три раза в месяц в Афинах созывалось народное собрание, которое
решало основные насущные проблемы города, принимало законы. Участвовать
в работе собрания могли все граждане — мужчины.
Недаром Праксагора и ее "сообщницы" ("Женщины в народном
собрании") смог ли проникнуть туда,
лишь переодевшись в мужскую одежду. В народном собрании могли обсуждаться
вопросы совершенно разного плана — начиная со "спасения отечества"
("Ужасно, что пускают разговаривать к тому же о спасении отечества
того, кто глаз своих не может вылечить") , кончая совершенно бытовыми
проблемами ("Все-таки я вам открою, как спасти отечество, пусть сукновалы
выдадут всем гражданам плащи потолще перед равноденствием. Тогда никто
у нас не схватит насморка") . Все вопросы в собрании решались поднятием
рук, а не криком как в Спарте ("Kак же мы подымем руки при голосовании...
" — думают героини "Женщин в народном собрании") . Однако
при обсуждении различных вопросов, которые затрагивали интересы различных
групп (неких прообразов наших партий) , дело доходило не только до ругательств,
но даже и до потасовок ("Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач
плугов в ребро двинул мастера копейного" — так пишет об этом Аристофан)
. Специально
во избежание различных конфликтов, на собрании присутствовала вооруженная
охрана ("Что, если лучники тебя потащат... " — задает одна из
женщин вопрос Праксагоре, в то время, когда они обсуждали свое будущее
поведение в собрании) .
Больше всего в народном собрании и в Афинах вообще ценилось ораторское
мастерство, и ораторы
были весьма уважаемыми людьми (героини "Женщин... " выбирают
Праксагору их предводительницей в
немалой степени за ее умение "хорошо, умно, искусно" говорить)
.
Несмотря на то, что собрание принимало решение, поддержанное гражданами
Афин, эти решения не
всегда оказывались удачными. Герои "Женщин... " обсуждают принятый
ранее закон о медяках, когда в Афинах были приняты к использованию медные
деньги и когда они уже находились в ходу, "Глашатай заорал: "Никому
не брать чеканки медной, серебро одно в ходу". Представьте убыток
продавцов...
Несколько раз в своих комедиях Аристофан обращается к такому нелицеприятному
явлению, как
доносчики. Вот например для Никарха, героя "Ахарнян", доносы
— это его основное занятие ("Вот кстати и Никарх идет на промысел",
говорит о нем Дикеополь) .
Ярким отражением кризиса власти в Афинах явилась Пелопонесская война (431-404
гг. до н.э.) . В то
время, как богатые торговцы, купцы, оружейные мастера настаивали на продолжении
захвата земель и
соответственно на продолжении войны со Спартой, простые афинские землевладельцы,
отягощенные этой войной, расходами на нее, набегами спартанцев, протестовали
против нее, стремились к заключению мира.
Эта тема поднимается Аристофаном в его комедиях "Ахарняне",
"Мир". Герой "Ахарнян" землевладелец Дикеополь, заключает
мир со Спартой, только для своей семьи, в то время как Афины находятся
в войне.
Kомедия заканчивается полной неудачей для Ламаха, сторонника войны, в
то время как Дикеополь живет счастливо в мире.
Проблема преступности не обошла стороной также и Афинское общество. "И
совсем уже больше не будет воров? " удивляется Блепир, герой "Женщин..
", "И не станут накидок сдирать по ночам? ". В Афинах существовал
суд, который решал не только вопросы таких преступлений, как кража, но
и более бытовые вопросы: "Отопрется, например, от долга должник".
В таких случаях "... пеню суду уплатить обвиняемый должен... ".
Религия являлась неотъемлемой частью жизни афинян. Она присутствовала
практически везде.
Молитвы и жертвоприношения богам сопутствовали каждому более-менее значимому
делу — для этого
существовали жрецы, обязанностью которых и было проводить их ("Эй,
жрец, молитву начинай... богам") .
Наиболее важным и "влиятельным" богам были специально выстроены
храмы ("Не придется нам храмов для птиц возводить, не придется для
храмов таскать кирпичи... ") . Практически все герои комедий Аристофана
периодически в своей речи апеллируют к богам ("Феб свидетель... ",
"Клянусь Kипридой" и. т.д.) . Надо заметить, мужчины поклонялись
богам, а женщины — богиням, и это разделение было весьма ярким — когда
одна из женщин — героинь "Женщин в народном собрании" на "репетиции"
их речи в народном собрании, говорит "Клянусь, Kипридой.. ",
Праксагора отвечает ей: "Kипридою клянешься, злополучная! Вдруг то
же брякнешь на собранье, — что тогда? ".
Жителям Афин было невозможно представить свою жизнь без различных праздников,
причем даже
иногда в самое неподходящее для этого время. Дикеополь, например, когда
кругом война, "приобретя" мир для своей семьи, говорит: "А
я, свободный от войны и горестей, пойду домой и справлю дионисии".
Неоднократно на страницах комедий Аристофана упоминаются так называемые
"попойки" — греки были довольно большими любителями вина ("Ляг,
возьми заздравный кубок, выпей сладкого вина" — предлагает хор в
комедии "Ахарняне") . Виноградарство, кстати, было одним из
немаловажных занятий греков — в числе тяжелых потерь, которые принесла
афинянам война со Спартой, упоминаются именно виноградники ("Так
она еще свирепей наши изгороди жжет и еще неумолимей топчет, давит виноград")
. Немаловажное место в жизни афинянина занимал и театр. Это было не только
и не столько место для отдыха, развлечения, сколько школой жизни. А драматург
в данном случае выступал в роли учителя ("Наставляет учитель добру
и пути, а людей возмужавших — поэты" — говорит Эсхил в комедии "Лягушки")
. Наиболее талантливые драматурги пользовались народным почетом, уважением
и любовью ("Любовь народа — цель моя" — говорит в той же комедии
Еврипид) .
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|