Сочинения по литературе
  Главная страница / Культурология / Культуры и цивилизации / Рыцарство /
 

Рыцарство


Рыцарство — особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно
это понятие связывают с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета
средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин
употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.
Зарождение рыцарства относится к тому периоду раннего средневековья (7-8 вв.) , когда получили
широкое распространение условные формы феодального землевладения, сначала пожизненные, позже
наследственные. При передачи земли в феод его жалователь становился сеньором (сюзереном) , а
получатель — вассалом последнего, что предполагало военную службу (обязательная военная служба не
превышало 40 дней в году) и исполнение некоторых других повинностей в пользу сеньора. К ним
относились денежная “помощь” в случае посвящения сына в рыцари, свадьбы дочери, необходимости
выкупа сеньора, попавшего в плен. Согласно обычаю, вассала участвовали в суде сеньора, присутствовали в
его совете. Церемония оформления вассальных отношений называлась оммажем, а клятва верности сеньору —
фуа. Если размеры полученной за службу земли позволяли, новый владелец в свою очередь передавал часть
ее в качестве феодов своим вассалам (субинфеодация) . Так складывалась многоступенчатая система
вассалитета (“сюзеренитет” ,” феодальная иерархия” ,” феодальная лестница” ) от верховного сюзерена —
короля до однощитных рыцарей, не имевших своих вассалов. Для континентальных стран Западной Европы
правила вассальных отношений отражал принцип:” вассал моего вассала не мой вассал” , в то время как,
например, в Англии (солсберийская присяга 1085 г.) была введена прямая вассальная зависимость всех
феодальных землевладельцев от короля с обязательной службой в королевском войске.
Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип
формирования военного ополчения феодалов. Так, вместе с утверждением военно-ленных отношений шло
формирование рыцарства как служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-
14 вв. Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и
привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.
В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное землю
от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск
других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой
собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на
словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участиях в завоевательных кампаниях,
организованных королевской властью, как, например, многочисленные походы германских императоров в
Италию, или самим папой римским, как крестовые походы. Рыцарское войско являло собой могущественную
силу. Его вооружение, тактика боя отвечали военным задачам, масштабам военных операций и техническому
уровню своего времени. Защищенная металлическими военными доспехами, рыцарская конница,
малоуязвимая для пеших воинов и крестьянского ополчения играла основную роль в бою.
Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях феодальной
раздробленности при относительной слабости королевской власти рыцарство, скрепленное системой
вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю,
основу их господства. Ярким примером тому может служить история подавления крупнейшего
крестьянского восстания во Франции — Жакерии (1358-1359) , вспыхнувшей во время Столетней войны. При
этом рыцари, представлявшие воюющие стороны, англичане и французы, объединились под знаменами
наваррского короля Карла Злого и обратили оружие против восставших крестьян, решая общую социальную
проблему. Влияло рыцарство и на политические процессы эпохи, так как социальные интересы феодального
класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали центробежные тенденции,
ограничивали феодальную вольницу. В ходе процесса государственной централизации рыцарство (средние
и мелкие феодалы) составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в борьбе за
территориальное объединение страны и реальную власть в государстве. Так было, например, во Франции в
14 в., когда в нарушение прежней нормы вассального права значительная часть рыцарства привлекалась в
армию короля на условиях денежной оплаты.
Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности, и земельное пожалованье было не
только вознаграждением за службу, но и необходимым материальным условием ее осуществления, поскольку
и боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарь
приобретал на собственные средства, не говоря о содержании соответствующей свиты. Рыцарские доспехи
включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их
сложность и цена. Подготовке будущих воинов служила система рыцарского обучения и воспитания. В
Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье, позднее до 14 лет воспитывались при дворе сеньора в
качестве пажа, затем — оруженосца, наконец, совершалась церемония посвящения их в рыцари.
Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного
этикета, владеть “семью рыцарскими добродетелями” : верховой ездой, фехтованием, искусным обращением
с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к
его правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией. Согласно европейскому обычаю, рыцарь
посвящающий в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил формулу посвящения,
одевал шлем и золотые шпоры, вручал меч — символ рыцарского достоинства — и щит с изображением герба
и девиза. Посвященный, в свою очередь, давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести.
Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром (поединком) — демонстрацией воинской выучки и
храбрости.
Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В основе кодекса чести лежал
принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение
к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам
рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.
Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается грабительских походов в чужие
земли (например, взятие Иерусалима или Константинополя во время крестовых походов) , то рыцарские
“подвиги” приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.
Крестовые походы способствовали становлению идей, обычаев, морали рыцарства, взаимодействию
западных и восточных традиций. В ходе их в Палестине для защиты и расширения владений крестоносцев
возникли особые организации западноевропейских феодалов — духовно-рыцарские ордены. К ним относятся
орден Иоаннитов (1113) , орден Тамплиеров (1118) , Тевтонский орден (1128) . Позже в Испании
действовали ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара. В Прибалтике известен орден Меченосцев и
Ливонский. Члены ордена давали монашеские обеты (нестяжание, отказ от имущества, целомудрие,
повиновение) , носили схожие с монашескими одеяния, а под ними — военные доспехи. Каждый орден имел
свою отличительную одежду (например, у тамплиеров — белый плащ с красным крестом) . Организационно
они строились на основе строгой иерархии, возглавляемой выборным магистром, утверждаемым папой
римским. При магистре действовал капитул (совет) , с законодательными функциями.
Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу
средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные
радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы,
но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (например,
французская “Песнь о Роланде” , испанская “Песнь о моем Сиде” ) появились рыцарская поэзия (например,
лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история
любви Тристана и Изольды) , представлявшие так называемую “куртуазную литературу” (от французского
courtois — учтивый, рыцарский) с обязательным культом дамы.
В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств с 15 в.
Предвестницей заката славы французского рыцарства стала так называемая “битва шпор” (11 июля 1302 г.) ,
когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже
неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе
Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать
конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в 15 в.) , рыцарство
оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических
отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В 16-17 вв. рыцарство окончательно
утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях
предков представители старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий абсолютистского
времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты.
Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного
служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.




Вернуться к оглавлению