Культура Древнего Востока
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних
цивилизаций у
Месопотамии и Египте (IV — III тыс. до н э) . Она вызывает особый интерес
благодаря возникновению
своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество
от неолита к бронзовому и
железному веку.
Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую
очередь там, где были
благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные условия
субтропической зоны Ближнего
Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату
и Нилу сформировались раннеклассовые
цивилизации и их первые государства. Со временем они возникали в долинах
рек Хуанхе, та Янцзы в Китае,
Инду и Гангу в Индии.
В древних цивилизациях и их культурах еще много нерасшифрованного, неизученного.
Культура Египта
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тис
до н э в Юго-Восточной
Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство
Египет, которое стало одним
с самых великих (больших) центров мировой культуры.
Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода:
первый — Древний (2800 —
2250 лет до н э) , второй — Среднее Царство (2050 — 17—л до н э) , третий
— Новое Царство (1580 — 1070 л до н э) .
Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.
Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры
гробницы фараонов
Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона
Аменемхета ІІІ и множество
художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида
Хеопса по размерам не имеет себе
равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы
каждой грани 230 м.) . Это
действительно необыкновенный памятник неограниченной власти фараона
и каторжной роботы рабов.
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались
священными, их держали
при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили
в саркофагах. Сохранялись целые
кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется
и звероликость египетских богов,
верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали
соколом или же тельцом. Фараон
считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые
ему отдавались, и соответственное отображение
в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени
и земной реальности. В
скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за поставой
(физически) , так и за выражением
лица и взглядом глаз, отходил в вечность.
В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось
сооружение святилищ
(храмов) . Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке
недалеко от Фив.
Характерная черта этих сооружений — масса разнообразных колон, что символизировали
лес. Потолок
покрывали темно-синей краской из золотыми звездами, и создавалось впечатление,
как будто бы человек
вечером в лесу наблюдает звездное небо.
Очень интересны росписи гробниц у Фивах, которые впечатляют своей пластикой,
художественной
оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким
способом: голова и ноги — в
профиль, а торс — развернутым. Только в УІІ в до н э в египетском искусстве
исчезает традиция такого
изображения.
Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии.
Они пользовались десятковой
системой обчисления, им были известны арифметические и геометрические
прогрессии. Древние египтяне
умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды
разлива Нила, от которых
зависело везение системы орошения полей.
Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и
Рим обогатили
Западноевропейскую и мировую цивилизацию.
Культура Месопотамии
Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории
современного Ирака, между
реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н э. На юге Месопотамии, где широко
проводилось с/х, развились древние
города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет
этих городов называют золотым веком
древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносно
значении этого слова: здесь
изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения
и оружие. Культура шумеров
произвела большое впечатление на последующий прогресс на только в Месопотамии,
а ай всего человечества.
Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять
цветное стекло и бронзу,
изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную
армию, составили первые
правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная
система обчисления (счеты) .
Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии.
В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально
преодолеть смерть, понять ее
как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют
мифы о золотом веке человечества и
райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления
народов Передней Азии, а позже — в
библейские сюжеты.
Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин,
41 сек) . Это открытие держалось
жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом,
составления религиозно- мистических
ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали
знания о движении звезд,
Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в
государстве. Они были тонкими
психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре
шумеров осталось еще много
неразгаданного.
Достаточно высокая художественная культура шумеров. Отличаются красотой
и художественным
совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс
священных сооружений-заккуратов,
которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура,
а также искусство пластики
в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой
и костью.
В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа
о событиях. Это дало
возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых
— эпическая легенда "Гильгамет".
В конце ІІ тыс. до н э шумеры ассимилировались из вавилонянами. Расцветает
древнее
рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до УІ
в до н э. Вавилонская, халдейская и
ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.
Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской
цивилизации и культуры.
Культура Индии
Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро
и др. (Паклетан)
существовали уже в ІІІ тыс. до н э на берегах Инда, но действительного
развития она достигла в 2 тыс до н э, в
эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед"
было создано своеобразную духовно-мировозренческую
систему индуизма — что есть (сердцевиной) ядром индийской культуры.
В эту же эпоху осуществлялся раздел
общества на касты. Каста — это явление, без которого невозможно понять
характер и своеобразие индийской
культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы
раздела общества на 4 станы (касты) :
Брахманов (жрецов) . Кшатриев (волнов) . Вайшвив (землеробы) Шудры (слуги)
Было выработано целую систему жизни и поведения человека в зависимости
от стана. Например,
законным считался брак в пределах одной варны (эндогамия) , это ж относилось
и к выбору профессии, занятия
определенным ремеслом.
Индийская каста — это результат длительного процесса становление производственных,
правовых и
культурных отношений между людьми, которые разделены между собой за
происхождением, профессией,
обычаями и законами.
Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры,
была система
гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. 1 тыс. до н
э) . Особенного расцвета
государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во
время царствования Ашоки (сер. 3 в до
н э) . Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения
на соседей, а через провозглашение
учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая
должна была духовно соединять
разорванное на варны общество.
На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли
индуизм, буддизм, ислам.
Художественно-образное восприятие через призму названых религиозных
и философских систем,
отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством
архитектурных форм.
Впечатляющими есть фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. На
протяжении 150 лет древние
мастера вырезали этот храм в скале.
Еще одна характерная черта старо индийской культуры есть выражение в
художественных образах идеи
поклонения богу любви — Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы
рассматривали брачную пару бога
и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей
кары в крепких объятиях
распространенное в храмах.
Культура Китая
Китай — страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки
первобытной культуры
времен раннего палеолита и бронзового века. В ХІУ в до н э сформировалось
первое рабовладельческое
государство Инь. В инскую эпоху зародилась культура, которая дала начало
китайской цивилизации во всей ее
специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено
письмо-праобраз современной
иероглифической каллиграфии.
Древний Китай есть родиной таких изобретений как компас, спидометр,
сейсмограф, порох,
книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания
уравнений первой степени с
двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра.
В отрасли астрономии
китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из
первых каталогов звезд, вели
наблюдения за пятнами на солнце и др.
На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю.
В Древнем Китае
впервые было написано "Фармакологию", впервые стали проводить
хирургические операции с применением
наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием,
прижиганием и
массажами.
Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками — Великий
канал (2000 л — поч с 11 в
до н э — по 19 в н э) — сложное гидротехническое сооружение с численными
приборами, интересными способами
перекачивания и очищения води и Великая китайская стена.
В духовной культуре древнего Китая важное место занял феномен повседневного
сознания, известный в
истории как "китайская церемония". Это строго фиксированные
стереотипы этико-ритуальных норм поведения и
мышления, которые сложились на основе придерживания культа старовины.
Этико-ритуальные принципы
заменили религиозно-мифологическое восприятие мира. Место культа богов
занял культ реальных клановых и
семейных предков. А те боги, которые остались в шане, избавились самого
малого человека подобия и стали
холодными, абстрактными божествами-символами, как от Небо, Дао. Великий
Дао — это всеохватывающий,
всеобщий Закон и Абсолют, бесформенный и безымянный, невиданный и неслыханный,
недоступный органам
чувств человека, но всемогущий создатель мира.