Греческая цивилизация
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории.
В высокой оценке античной
(т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.
Французский историк
прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим
чудом". Самые высокие оценки
греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль
о "чуде"? Греческая цивилизация
— не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые
цивилизации древнего Востока
измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к
Египту и Вавилону. Мысль о чуде
греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветом.
Общество и культура
Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась
на той ступени развития, которая
позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание
греческой цивилизации относится к
эпохе "культурного переворота" — VII — V вв. До н. Э. В течение
трех веков в Греции возникла новая форма
государства — первая в истории демократии. В науке, философии, литературе
и изобразительном искусстве
Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся
уже более трех тысяч лет. Разве
не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное
происхождение греческой цивилизации,
но указать исторические причины появления "греческого чуда"
оказалось совсем непросто. Возникновение и
расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении
жизни нескольких поколений,
составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н.э. появились
первые попытки объяснения этого
феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен
Египет. Одним из первых был
здесь "отец истории" Геродот, чрезвычайно высоко ценивший
культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и
Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель
называет эту страну
родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии
Фалес был финикийцем по
происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них
представление о воде как
первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.
Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера,
Ликурга, Солона, Демокрита,
Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что
же заставляло греков искать
восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает
несколько причин. Во-первых,
греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего
Востока, действительно, многое
заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей
культурой и культурами востока.
Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять
происхождение того или
иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке,
что казалось логичным. Во-вторых,
этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех
древних обществ. Греция не
составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще
глубокое уважение к старине. Вот
почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные
достижения.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой
цивилизации. Ренан
усматривал причину "греческого чуда" в свойствах, якобы присущих
арийским языкам: абстрактности и
метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими
народами древности. Различные
гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева "Культурный
переворот в Древней Греции VIII — V вв. до
н.э. ". Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские
гипотезы. Многие историки приходят к
выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не
в расовой предыстории Греции, а в
конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н.э.
Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге "Греческая
цивилизация" утверждает, что
греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве.
Греческий народ прошел те же
этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого
чуда не существует. В центре его книги
люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. "Отправной
точкой и объектом всей греческой
цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет
в виду его пользу и его прогресс.
Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один
посредством другого. Человек и мир, в
представлении греческой цивилизации являются отражением один другого
— это зеркала, поставленные друг
против друга и взаимно читающие одно в другом".
Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию
европейской культуры.
Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение
природы, как меру всех вещей.
Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной
и социально-политической
жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке
и праве. Греки создали науку, которую
некоторые исследователи называют "мышлением по способу греков".
У истоков европейской культуры
находится микенская цивилизация.
Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей,
мощных
архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного
и культурного
назначения. Такого рода дворец — средоточие сложной экономической военной
и религиозной жизни. "Дворец
держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления (в
основном продукцию ремесла и
сельского хозяйства) , дворец ведал организацией рабочей силы, военного
дела, выдачей продовольствия лицам,
выполняющим какую-либо работу". Возглавлял деятельность такого
дворца царь-жрец (ванака) . Основная
функция царя заключалась в сохранении "священного порядка в природе".
Человек в такой системе был зависим
от религиозного мировоззрения. Кстати, идея божественного происхождения
каждой профессии долго
сохранялась у древних греков. И у Гомера встречается подробное описание
многих ремесел, а в качестве их
творцов указываются Гефест и Дедал. Мифологическое мировоззрение было
типично для микенской
цивилизации. Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим силам:
родовой аристократии и
сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя — "басилевс",
скорее военный предводитель. "Басилевсы"
вели свою родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне
сражения, чтобы подчеркнуть
значимость поединка. Интересен в этом отношении диалог Диомеда и Главка:
"Тщиться других превзойти,
непрестанно пылать отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой
своею Были отличны в Эфире и в
царстве ликийском пространном". Нормами жизни человека в микенской
цивилизации и у гомеровских героев
были честь, слава, стыд. Платон называл Гомера "воспитателем Греции".
Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся демократизм.
Античная классическая
демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в
основе которого лежит свобода.
Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности
на средства производства (и,
прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или
передачи по наследству, право
свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок)
, право непосредственно
влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные
законы,
препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в
руках одной личности, семьи,
сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было
то, что свободой в каждом из греческих
государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин
именно этого государства и
только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители
этого государства — иммигранты и
женщины — гражданскими правами не обладали и частной собственностью
(особенно недвижимой) владеть не
могли. Не говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой,
и в саму категорию людей
включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами.
Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная
скульптура.
Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной
деспотичной
цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших
и схематичных греческих фигур
большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А
с началом классической эпохи,
характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических
полисов, скульптура
приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает
служить застывшим в деревянной
позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать
динамику отношений
полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными
процессами. До эпохи
эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти.
Главными зданиями городов
вначале были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста
благосостояния и развития
демократии другой важнейший центр полиса — агора, площадь, где собирался
народ для решения как
политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена)
, начала обстраиваться зданиями,
предназначенными для различных общественных нужд — разного рода правительственных
учреждений,
собраний и т.п. Это здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий,
палестра, стадион. Греческая
архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы
храмов, так и их отдельных деталей.
И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры
классического времени, чувство
пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления
и принижения чувств свободного
гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных
деспотий, эллинистического и
римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции
поощряли гипертрофированную
монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же
времени в греческой архитектуре
появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.)
Частные здания вместе с ростом
благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались.
Города снабжались
водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей)
создавались уже согласно
греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем
которой был Гипподам из Милета
(гипподамова планировка) . Античная цивилизация возникла как цивилизация
городов-государств и оставалась
до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение
самостоятельной внешней
политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами.
Но в процессе все большего
наступления императорской центральной власти на права муниципального
самоуправления (плоть до
драконовского налогообложения Юстинианом) города терли источники не
только развития, но и регенерации и
приходили в упадок.
Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская
литература, все те ее жанры и
литературные образцы, которые в значительной степени будут определять
развитие европейской и мировой
литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные
века дописьменного эпоса, в
частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, ставших предметами
школьного образования не только в гимнасиях
античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени.
Живой эпос уже не создается, а
лишь пародии на него, поскольку его естественная среда — аристократическая
община — уступает свои позиции
демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность
в выражении и осознании чувств и
переживаний в другом роде литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики
возникает целое созвездие
мастеров разных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и
многие другие. В классическую же
эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры
каждого города — театр.
Величайшие драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии —
Аристофан. Исэгория (равная
свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие)
вызывают расцвет некогда
аристократического искусства — ораторского, для проявления которого
было достаточно поводов на заседаниях
народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в
быту. Особыми мастерами этого искусства
и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме
них можно назвать десятки имен,
поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя
с падением греческой демократии и
римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.
Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения
литературы, описывающей
государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися
представителями начального
этапа, которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение
субъекта и объекта, личности и
окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой,
с помощью различных
подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия,
в отличие от других сфер
греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития
в римской культуре.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое
время имевшая большие
достижения, — математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением
которых и являются современные
соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника.
Однако в античности она не
образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся
в постклассическое
время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только
военная техника. Вместе с тем за
тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники
дали сравнительно сильный толчок
развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления,
повысили их качество,
увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались
в подъемных
механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни
и металлургические предприятия) ,
водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо) . Применялось давление
пара и воздуха. Несмотря на
тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться
прогрессивные конструкции плугов,
косилки, жатки, и водяные мельницы.
К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система
образования — общее образование
или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей
основе не было отвергнуто ни
Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим
новым временем (гуманистическая
или классическая гимназия, гуманитарное образование) . Классические
языки — древнегреческий и латынь — в
форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские
и неевропейские языки и, являясь
международным языком науки и культуры, связывают воедино живые нервы
и кровеносные сосуды,
современную цивилизацию с ее живительными источниками — историческим
опытом и достижениями
прошлого.