Сочинения по литературе
  Главная страница / Юридические науки / История государства и права / Возникновение и развитие, понятие и признаки права. Понятие правосознания, основные функции, виды /
 

Возникновение и развитие, понятие и признаки права. Понятие правосознания, основные функции, виды


СОДЕРЖАНИЕ:
Возникновение и развитие права.
Понятие и признаки права.
Понятие правосознания.
Основные функции правосознания.
Виды правосознания.
Структура правосознания.
Понятие правовой культуры.
Подразделение правовой культуры на виды.
Структура правовой культуры.
Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры.
Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании культуры.
Список использованной литературы.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА.
В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные
нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю,
боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали,
религии, которые регулировали обрядовые отношения.
Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы
всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм
поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также
при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени.
В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает право.
Источниками права являются:
1. санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые
государством от нарушений;
2. юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для
аналогичных дел;
3. издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА.
Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно
возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.
Есть различные точки зрения о том, что такое право, но все они имеют ряд общих положений: право — это
социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества; право в нормативной
форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а
также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества; право частной
собственности является основой всех прав человека.
Право — это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в
специальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного
принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.
Признаками права являются: общеобязательная нормативность; выражение норм в законах или в других
нормативно-правовых актах, признаваемых государством; право действует через дозволения, через субъективное
право; государственная обеспеченность.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий
уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных
лиц.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и
материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает
лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она — не
только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ
мышления, нормы и стандарты поведения.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ.
Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы
(коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности) . Высший уровень правовой культуры индивида —
это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным,
творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в
законосообразности (или законности) поведения (деятельности) , в основе чего лежит убеждение в
необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной
правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
Правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение
можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее
достижения и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и
просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым
служебным долгом, в частности профессиональным долгом, юриста и заключается в обязанности безупречно
служить закону.
Если рассмотреть правовую активность как интеллектуальную активность личности, то согласно
концепции Д. Г. Богоявленской, можно выделить три уровня:
1. если субъект права при самой добросовестности и энергичной работе остается в рамках заданного или
первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню,
что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз
определяется действием какого-то внешнего стимула;
2. если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает
анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его
к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой
уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для
следователей и представителей других сходных профессий;
3. самый высокий уровень интеллектуальной активности носит звание творческого. Здесь обнаруженная
закономерность становится не эвристической — формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной
проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы качественная, особенность
личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе
в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и
мотивационную сферы.
Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят
ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие
юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентации
на общечеловеческие ценности, а их ядром — человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что
относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических
условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям
пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в
достижении достойного и достаточного уровня жизни.
Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух
аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она
понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это
позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности. Типичным и
наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определенные понятия правовой культуры
общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне
совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового
развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и
личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования
общества.
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура это знание
и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
Профессионально-правовая культура — это глубокие, объемные и формализованные знания законов и
подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового
регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном
соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в
предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста — это степень овладения
профессией, уровень специальной подготовки.
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и
идеальных элементовЛ, относящихся к сфере действия права и отражению в сознании и поведении людей.
Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие
наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и
качественный уровень: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и
обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые
учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой
контроль, реализацию права; правовое поведение, деятельность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ КУЛЬТУРЫ.
Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями (или сферами) культуры:
политической, нравственной (этической) , эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом
содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как
господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального
взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры — магистральная линия укрепления в
обществе законности и правопорядка.
В связи с этим особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и
нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное
поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое
сознание одновременно.
Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным
внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или
противоправного варианта поведения) . Поэтому основными составляющими профессионально-юридической
культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную культуры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ.
Связь права и культуры не так явна, как соотношение права и политики, права и морали. Но она
существует, поскольку право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное,
сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление
совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление
цивилизованности общества.
Право определяет и специфический вид общей культуры общества — правовую культуру.
Правовая культура — это одновременно: определенный уровень правового мышления и чувственного
восприятия правовой действительности; состояние процессов правотворчества и реализации права;
специфические способы правовой деятельности; результаты правовой деятельности в виде духовных и
материализованных благ, созданных людьми.
Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда
акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистских обобщений, когда
обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом
случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и
цивилизованности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию,
объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности.
Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон как
инструмент организации общественных отношений и как основной источник права является пока
непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля.
Конструирование правовых законов — важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая
культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет
заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть:
законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно из проявлений культуры.
Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические ценности.
В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой
деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего
правопорядка.
Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой
культуры свидетельствуют, например, такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов,
порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам
и т.д.
Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что он способен активно воздействовать на
все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать
правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем
правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются
правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство закона и
основанных на нем подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих
минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы,
которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой
культуры — интериорное (отражающее психические процессы) , нормативное (фиксирующее совокупность норм
права) , поведенческое (указывающее на характер действий) , объективизированное (закрепляющее результаты
правовой деятельности) — подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или
косвенное воздействие.
Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда
представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на
средний уровень и преодоление уровня низкого.
Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, разные общности людей, политические партии,
лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут оценивать культурные достижения в государственно-
правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в
достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти
препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении
уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения
правовой культуры, в том числе с помощью закона. К их числу следует отнести: формирование чувства права и
законности; освоение достижений логико-правового мышления; совершенствование законодательства;
увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения; совершенствование
юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности; разделение власти законодательных,
исполнительных и судебных учреждений; изучение памятников права и правоприменительной практики как
основы юридического образования.
Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой —
надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и
правоохранительных органов.
Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает
какие-либо должности в государстве. Формирование подлинно государственного правосознания должностных
лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей
политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и
защите со стороны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем
общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если
они стремятся к собственной выгоде, игнорируются при этом и если при этом игнорируется право и порядок.
Выделяется также профессиональный уровень правовой культуры. Это культура юристов, практикующих в
той или другой области. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых
явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования,
формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью развития юридических наук,
приобретение практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов.
Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в этой сфере столь специфичны, что их
регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование других отношений. Есть
большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому
издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать)
соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые.
Можно также утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит не закон, а сама
культура (общая и юридическая) , поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний,
никогда не знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно —
недооценить роль законодательства в формировании культуры. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего
косвенно через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих
учреждениях) , через общение с друзьями и коллегами.
Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду
"производительную" роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая и
правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки
фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре и
правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной
заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости,
сориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и
взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных
актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень) , но и на
самом высоком (макроуровень) срезе государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает
путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры,
напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом,
эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню
развития культуры, т.е. объекту регулирования.
Взаимодействие права и культуры в практическом плане мыслится только в рамках определенной страны
(государства) и ее общей, политической, религиозной, нравственной, правовой культуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеев С. С. "Государство и право" Начальный курс. Москва, 1996.
Алексеев С. С. Закон и наша жизнь. Москва, 1978.
Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры: Правовая культура и
вопросы правового воспитания. Москва, 1974.
Каминская В. И., Ратинов А. Р. Указательные работы.
Культурология ХХ век: Антология. Москва, 1995.
Лазарев Б. М. Что такое правовое государство. Москва, 1990.
Учебник для ВУЗов "Теория государства и права" Курс лекций. Редакторы Малько А. В. и Матузов Н. И.
Москва, 1996.
Учебник для ВУЗов "Философия права" Редактор Нерсесянц В. С. Москва, 1997.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 1992.
Юридический словарь. Москва, 1989.




Вернуться к оглавлению