Сочинения по литературе
  Главная страница / Философия / Общие философские проблемы / История природы и история человечества /
 

История природы и история человечества


История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося
взаимодействия с природой.
Природа — это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и
практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что
природа — это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума,
хотя и уникальная по своим возможностям.
В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом
смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У
античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому
понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу — он трактовался как нечто не только
всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с
природой.
Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь,
окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек,
поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом — душой. Более того, природа нередко
понималась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала
как творение Божественного начала — души с греховным природным началом — телом. И это служило оправданием
для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система
взглядов не могла стимулировать интерес к научному познанию природы.
В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие
окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму
средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной
человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного, естественного
начала к социальному является источником всех наших несчастий.
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах
человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым
образом. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как
социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В
силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей,
которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям
сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм.
Социально значимое закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря, человек в своем
развитии постепенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В
преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне активного
действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно
совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную
“культурную” традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление
может происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям.
Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся
выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений.
Труд есть “… процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей
деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К.,
Энгельс Ф., Соч., том 23, стр. 188) .
Язык — важнейшее средство осуществления трудового процесса, обусловивший могучий прогресс в
развитии человеческого мышления.
Между природным и общественным нет пропасти — общество остается частью более обширного целого
природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки
— географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своего
возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в
свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в
средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия
различные виды растений и животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается
развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером
общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит
расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если
лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить
современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически
переделал мир и процесс этот уже необратим.
В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества.
Человеческая история — наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты
способствовали или, напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой
определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы средства существования ценой
мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка,
на помочах и не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской
деятельности общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию стран и районов.
Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественно иной
естественной средой его жизни является сфера всего живого- биосфера, включающая населенную
микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В
результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная
равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой развивается вместе
с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие
преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных
видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый
характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество — часть биосферы.
Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное
воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.
С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы —
ноосфере (от греческого noos ум, разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера — не
отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы. Ноосфера — новая особая
реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия общества на
природу. Она предполагает не только использование достижений наук, но и разумное сотрудничество государств,
человечества и высокие гуманистические принципы отношения к природе — родному дому человечества.
Экология (от греческого oikos — обиталище, местопребывание) — это и есть наука о родном доме
человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. Экология — комплексное научное направление,
изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания
динамичного равновесия системы “общество-природа” ..
В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный характер, человек брал от природы
столько, сколько позволяли его собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с
естественной средой обитания все более опосредовались созданием им “второй природы” , человек повышает
свою защищенность от стихийного буйства природы.
Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов, человек резко увеличивает свое
могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации
оказывается зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного использования. В
наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне динамическим образом, поскольку масштабы
применения многих видов ресурсов приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.
Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа зависит от него.
Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста
промышленного производства во всем мире достигло предельных критических форм и размеров. Встал вопрос об
угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и загрязнения среды его
обитания.
Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним части природы. Человек — часть и
порождение великой “Матери- природы” . “Человек, — писал Маркс — живет природой. Это значит, что природа
есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Общество
есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный
натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 42, стр. 92) .
“Тело человека” уже не может ограничиваться его биологическим параметрами, а включает так же и то, что
ранее воспринималось, как “внешняя природа” . Человек в своем природно-биологическом качестве — это не
просто “часть” природы, а ее органический элемент, находящийся во взаимодействии с другими элементами и
частями, составляющими некоторое динамически противоречивое единство. В настоящее время взаимодействие
общества и природы, человека и среды его обитания, составляет существо экологической проблемы. Это и
загрязнение атмосферы, морей, рек, океанов, и Чернобыльская проблема, возникновение эпидемий, неизвестных
ранее болезней, нарушений температурного баланса.
Острое осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной
гармонизации взаимодействий в системе “техника — человек — биосфера” .
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления,
новой формы его самосознания — экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно
осознать себя как единое целое в своем отношении к природе.




Вернуться к оглавлению