Россия — многонациональное государство
История распорядилась так, что русский народ всегда занимал особое положение
в ряду других народов. Сразу
оговорюсь – в данном случае речь идет не о какой-то исключительности
или богоизбранности. Нет, признание
особого места русского народа в истории человечества – это только констатация
общеизвестного. И в этом небольшом
очерке я остановлюсь всего лишь на нескольких моментах, подчеркивающих
и иллюстрирующих сказанное выше.
Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих
цивилизаций, образно называемых
Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только западным,
ни только восточным. Конечно,
Россия воспринимала, и, надо сказать, чутко воспринимала, влияние и
той и другой стороны. Недаром историки,
изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими
странами, то с восточными
державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия
всегда имела собственную, отличную от
других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно
влияла на судьбы и западных, и
восточных соседей.
Это влияние сказывалось прежде всего в том, что на протяжении своей
многовековой истории Россия
служила одним из важнейших мостов, одним из главных передаточных звеньев
между западной и восточной
цивилизациями. Дело даже не в торговых контактах, которые происходили
на территории России между Западом и
Востоком. Главное – в столкновении двух разных культур, двух разных
миропониманий. И Россия выступала перед
лицом Запада представителем культуры Востока, а перед Востоком – представителем
культуры Запада.
Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим
Восток и Запад и предохраняющим
их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила
великое нашествие Востока на Запад в
виде татаро-монгольских орд, а затем два столетия противостояла турецкой
империи. А с другой стороны, Россия
остановила католическую экспансию Запада на Восток и не дала развернуться
крестовым походам по всему
Евразийскому континенту.
Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении
нескольких столетий на базе
славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной
Европы. По своим обычаям, по своей
хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от их соседних
с ними племен Западной Европы, и от
народов Востока.
Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая
у славян
территориальная община, определила восприимчивость славянских народов
к внешнему влиянию (когда
представители иных племен, “чужаки” , могли спокойно селиться в славянских
общинах) . В то же время славяне,
чисто внешне принимая “чужие” обычаи и порядки, внутренне сохраняли
своеобразие и со временем перерабатывали
все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.
Самый простой пример связан с именем самого русского народа. Дело в
том, что слово “русский” – вовсе не
славянского происхождения. Это название одного из народов, живших рядом
со славянами и ставших у них
княжеским родом. Но “русы” , хотя и были правящим родом среди славян,
в конце концов были теми же славянами
ассимилированы, т.е. поглощены. И, оставив славянам свое имя, “русы”
растворились в историческом небытии.
В процессе же формирования русского народа приняло участие большое количество
различных, в том числе и
неславянских народов, но славянский компонент всегда оставался главенствующим,
цементирующим соединение
вроде бы несоединимого.
Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов,
которая и определила
своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического,
чем на Западе и на Востоке; гораздо более
восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и
своеобычно усвоить любое из них.
Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси
издревле сложилась своеобразная
форма христианства, впоследствии получившая наименование православия.
Связано это было в первую очередь со
своеобразием славянского мировоззрения. Христианство ведь внедрялось
на Руси не на пустом месте – у славян к
тому времени существовала развитая система языческих верований.
И получилось так, что христианство на Руси довольно долгий исторический
период уживалось с язычеством.
В домонгольское время вообще сложилось двоеверие, когда за язычеством
и христианством сохранялись
самостоятельные, достаточно обособленные сферы. Так, сохранялось основное
содержание язычества –
обожествление природы, и на эту область христианство, по существу, не
распространялось.
Конечно, христианская церковь боролась с остатками язычества, но и приспосабливалась
к нему, как,
например, приспосабливала чисто христианские праздники к языческим.
И некоторые языческие обряды в народе
отправляли на протяжении веков, а отдельные из них дожили и до наших
дней.
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют
свыше 100 больших и малых
народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта,
но тесно связанных общностью
исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн. человек каждый,
образуют 96,3% всего населения
страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. человек каждый
составляют вместе 3,4% всего
населения. Таким образом, на долю остальных нескольких десятков народов
приходится только 0,4% населения
страны.
Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют
данные о числе народов
России, зафиксированные при переписях населения. При проведении переписи
1926 г. было выявлено 194
этнических единиц, во время переписи 1959 г. – только 109, переписи
1970 г. – 104 народа. В переписи населения
1979 г. выделены те же народы, что и в 1970 г., но в первой публикации
приведены данные по 101 народу (в графу
“другие национальности” включены данные о наиболее мелких народах, а
также народах, живущих в основном за
пределами России) . За прошедший более чем тридцатилетний период в России
бурно шли процессы этнической
консолидации – слияние близкородственных территориальных, племенных
и других групп людей в крупные
народности и нации. Особенно интенсивно протекали эти процессы в прежде
отсталых в социальном и
экономическом отношении районах Средней Азии, Казахстана и Сибири. Да
и многие давно сформировавшиеся
народы нашей страны стали монолитнее, обособленность их отдельных групп
уменьшилась или вообще исчезла.
Например, некоторые группы казаков, камчадалы и ряд других этнографических
групп к моменту установления
Советской власти зачастую еще не осознавали себя частями русского народа
и существенно отличались по диалекту,
культуре и быту от основной массы русских. Теперь их лишь с большим
трудом можно выделить даже в качестве
этнографических групп. Быстро стираются также различия между бойками,
лемками, гуцулами и остальными
украинцами; латгальцами и собственно латышами. Мишари, кряшены и нагайбаки,
выделенные переписью 1926 г. в
качестве самостоятельных народов, слились с татарами, мегрелы, сваны
и лазы – с грузинами; кыпчаки, тюрки и
кураминцы растворились среди узбекского народа; около 20 малочисленных
этносов Алтае-Саянского нагорья
объединились в два более крупных народа – алтайцев и хакасов. Таким
путем характерные для нашей страны
процессы этнической консолидации привели к сокращению общего числа народов.
Русские (в XIX – начале XX в. употреблялось также название великорусы,
или великороссы) – крупнейший
народ России, образующий более 85% населения страны. Они расселены по
всей стране – от берегов Баренцева,
Белого и других морей Северного Ледовитого океана до побережья Черного
и Каспийского морей; на западе русские
поселения выходят к балтийскому морю, на востоке – к побережью Тихого
океана. В районах своего исконного
расселения (большинство областей европейской части России) они составляют
свыше 95% всего населения.
Русский народ на протяжении многих веков составлял основное ядро многонационального
Русского
государства. Он всегда играл ведущую роль в экономике и общественно-
политической и культурной жизни страны.
Высокоразвитая русская культура оказала большое влияние на культуру
других народов страны, русские помогли ранее
отсталым народам поднять свой материальный и культурный уровень. Русский
язык стал вторым языком для многих
народов России.
По своему происхождению русские связаны с восточнославянскими племенами,
которые во второй половине I
тысячелетия н.э. занимали нынешнюю территорию европейской части России;
в их формировании принял участие и
ряд неславянских народов этого региона. В IX в. в Восточной Европе сложилось
Древнерусское государство
(Киевская Русь) ; в IX –XIII вв. из многочисленных славянских племен
сложилась единая древнерусская народность,
на основе которой после распада Древнерусского государства (начало XII
в.) начали формироваться три родственных
народности – русская, украинская и белорусская.
Русская народность складывалась в XIV – XV вв. в области Великого Новгорода
и Волго – Окского междуречья
в процессе ожесточенной борьбы против татаро-монгольского ига. С начала
XIV в. происходит постепенное
возвышение Москвы и сплочение вокруг нее население северо-востока и
севера Руси. С образованием Русского
единого государства происходит непрерывное расширение этнической территории
русских за счет слабозаселенных
восточных, северных и южных районов. Особенно значительно расширились
границы Русского государства в XVI –
XVII вв., когда русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный
Кавказ и Сибирь. В XVIII – XIX вв.
расширение границ России сопровождалось расселением русских в Прибалтике,
Причерноморье, Закавказье, Средней
Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт
с жившими здесь народами, оказывали
на них большое влияние и в хозяйственном, и в культурном отношении,
в то же время воспринимая достижения
культуры и хозяйственные навыки местных этносов. С зарождением и развитием
капиталистических отношений
русская народность консолидируется в буржуазную нацию (XVII – середина
XIX в.) .
У русских, расселившихся на огромной территории, в результате многовекового
исторического развития и
взаимодействия с другими народами к середине XIX в. сложился ряд этнографических
групп. Наиболее крупные из
них – северные и южные великорусы, различающиеся по некоторым особенностям
языка (окающие и акающие
говоры) , культуры и быта. Промежуточное положение между ними занимает
средневеликорусская группа,
населяющая центральные районы России – часть Волго – Окского междуречья
(с Москвой) и Поволжья.
Во многих районах страны сохранились более мелкие группы, отличающиеся
известной культурно-бытовой
спецификой: поморы побережья Белого и Баренцева морей; пустозеры и устьцилемы
в низовьях Печоры; кержаки в
лесной полосе Среднего Урала; мещера на севере Рязанской области; полехи
в Калужско-Брянско-Орловском
Полесье; старожильческое население Сибири и Севера (колымчане, русскоустьинцы,
марковцы, камчадалы и др.) ,
воспринявшие многие черты окружающих народов; старообрядческие группы
– “поляки” (на Алтае) , семейские (в
Забайкалье) . К этнографическим группам можно отнести и различные группы
казаков, сложившихся как военное
сословие в XV – XVII вв. в бассейнах рек Дон, Кубань, Терек, Урал, а
также в Сибири.
Неславянские народы России занимают преимущественно ее периферийные
территории: Среднее Поволжье,
часть северных областей, Прикамье и юго-западную часть страны. Большинство
этих народов является соседями
восточных славян и благодаря многовековому культурному общению сблизилось
с ними по своему хозяйственному и
культурно-бытовому укладу.
Татары – крупнейший после русских народ в России. Этноним “татары” впервые
появился в VI – IX вв. среди
монгольских племен, обитавших к юго-востоку от Байкала. В XIII – XIV
вв. после татаро-монгольских нашествий это
название было распространено на некоторые народы, входившие в состав
Золотой Орды. В XV – XVI вв., в период
существования татарских феодальных ханств (Казанского, Астраханского,
Сибирского и др.) , происходило
формирование отдельных групп татар – Среднего Поволжья и Приуралья (казанские
татары и мишари) , Нижнего
Поволжья (астраханские татары) , Сибири и др. В XVI – XIX вв. татарами
называли многие тюркоязычные народы,
жившие на окраинах России (азербайджанцы, некоторые народы Поволжья,
Северного Кавказа, Средней Азии и
Сибири) . Казанские татары – наиболее многочисленные и развитые в социально-экономическом
отношении к концу
XIX в. сложились в буржуазную нацию.
Украинцы – третий по численности народ в России. Украинцы, также как
русские и белорусы, выделились из
единой древнерусской народности, образовавшейся из родственных восточнославянских
племен. Как
самостоятельная этническая общность украинская народность окончательно
сложилась к XVI в. Центром
формирования этой народности было Поднепровье – Киевщина, Полтавщина
и юг Черниговщины. Консолидация и
упрочение украинского этноса происходили в борьбе с польско-литовскими
и венгерскими феодалами, а также
турецко-татарскими захватчиками. С XVII в. украинская народность начала
постепенно трансформироваться в
буржуазную нацию; этот процесс усилился после воссоединения Левобережной
Украины с Россией в 1654 г. и
особенно после вхождения в 90-х годах XVIII в. в состав России Правобережной
Украины. Он завершился во второй
половине XIX в. после отмены крепостного права.
Среди западных украинцев до сих пор выделяются сохраняющие некоторые
культурно-бытовые особенности
этнографические группы лемков, бойков, или верховинцев, и гуцулов. В
Полесье некоторое своеобразие продолжают
сохранять литвины и полещуки.
Чуваши (самоназвание – чаваш) –четвертый по численности народ в России.
Чувашский этнос сложился в
последней четверти I тысячелетия н.э. в лесостепных районах правобережья
Волги в результате смешения
тюркоязычных волжско-камских болгар с местными финно-угорскими племенами.
Разгром Волжско-Камской
Болгарии татаро-монголами в XIII – XIV вв. вызвал переселение болгар-суваров
на правобережье Волги, что еще
более ускорило процесс тюркизации местных племен. Во второй четверти
XV в. чувашские земли были включены в
Казанское ханство. Присоединение Чувашии к русскому государству в 1551
г. способствовало дальнейшей этнической
консолидации чувашской народности.