|
"Творчество Айтматова"
Чингиз Айтматов (род. в 1928 г.) — одна из самых замеча- тельных фигур
современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но
с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве
одного из видных со- ветских писателей он широко популярен за рубежом.
Последние годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных
форумах.
Однако прежде чем к Айтматову пришел успех, он много и напряженно работал:
искал свои темы, своих героев, свою собственную манеру повествования.
С самого начала его произве- дения отличали особый драматизм, сложная
проблематика, неод- нозначное решение проблем. Таковы ранние повести:
"Джамиля" (1957), "Тополек мой в красной косынке"
(1961), "Первый учи- тель" (1963). На последней повести остановимся
чуть подробнее. Сам автор говорил: "... в "Первом учителе"
я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе...
Я поста- рался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я
хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах". Образ
учителя, изо всех сил стремящегося оторвать детей своих односельчан от
невежества, до боли современен. Разве и сегодня жизнь учителей-сподвижников
не направлена на то же? И разве не глубоко прав критик В.Панкин, что "уважать
учителя- эта наука почему-то дается труднее других".
Постепенно все шире и глубже становится охват жизни, писатель все больше
стремится проникнуть в ее тайны, в суть острейших вопросов современности.
При этом проза Айтматова становится более философской; противоречия, коллизии
достигают очень большой силы. Усложняются способы повествования. Часто
неразрывно сливаются размышления, внутренние монологи героя с авторской
речью. Усиливается роль фольклорных элементов, в рассказ вплетаются лирические
песни ( "Прощай, Гульсары!"), предания, мифы, легенды ("Белый
пароход", "Пегий пес, бегущий краем моря"). От этого образы
приобретают особое, символи- ческое значение, углубляется философская
направленность произ- ведений.
Некоторые критики выделяют три периода в творческом раз- витии Ч.Айтматова.
"Джамиля", "Верблюжий глаз", "Тополек мой в красной
косынке", "Первый учитель"- произведения первого эта- па.
Второй образуют повести "Материнское поле" (1963 г.) и "Прощай,
Гульсары!" (1966г.). Третий же начинается с "Белого парохода"
( 1970 г.). Это также "Ранние журавли", "Пегий пес, бегущий
краем моря" и роман "Буранный полустанок". "Личность
и Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие- вот проблемные пары трех означенных
ступеней восхождения Айтматова ко все более глубинным сутям",- пишет
исследователь творчества писателя Г.Грачев.
Не просто отдельные люди с их чувствами и думами, а Чело- век вообще становится
в центре внимания писателя. Он стремится постигать законы бытия, смысл
жизни. Так, нет конкретных при- мет времени, индивидуальности характеров
в философской повести "Пегий пес, бегущий краем моря". Смысл
ее в думах старика Ор- гана: "... перед лицом бесконечности простора
человек в лодке ничто. Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря
и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизме-
рен глубине и высоте миров". Всем своим содержанием эта по- весть
является подходом к роману "Буранный полустанок" ( дру- гое
название "И дольше века длится день" ). Главное в романе — это
принципиально новое осмысление времени и пространства, это весь мир наш
с раздирающими его противоречиями, мир на грани катастрофы. Произведение
глубоко философично и художественно. Не могут не нравиться и люди труда,
вечные труженики, которых с такой любовью изобразил автор.
Критик делил творчество писателя на три периода в 1982 году. Но, кажется,
перестройка явилась возможностью для еще более высокого подъема мастерства
писателя. С ее началом выхо- дит в свет "Плаха". Эта книга об
отношениях Человека и Приро- ды, о поисках смысла жизни, и о назначении
религии в ее лучших проявлениях для нас, и о беде нашего времени- наркомании,
и многом другом. По охвату тем, многоплановости, философскому подходу
и глубине символики это произведение превзошло все ра- нее написанное.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|