|
Роман «Плаха»
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило нам наше настоящее
и намекнуло о нашем будущем.
В. Белинский
Роман “Плаха” — один из интереснейших в творчестве замечательного современного
писателя Чингиза Торекуловича Айтматова. “Плаха” продолжает традиции литературы:
гуманизации, очеловечивания образа Христа, у истоков которой стоят художники
и мыслители Возрождения и которая замыкается “Мастером и Маргаритой” М.
Булгакова. Смерть главного героя Авдия — не жертвоприношение, а самопожертвование.
Его цель — спасать, и он — спасает. И если последними мыслями Бостона,
другого действующего лица, являются размышления о конце света, то предсмертные
слова Авдия — о “спасении душ людских”, вопреки “сомкнутости добра со
злом”. О том, чтобы плыл корабль человечества “при навсегда зачехленных
стволах орудий из океана в океан”. Выходит, Авдий вовсе не является носителем
трагического безысходного видения мира? Однако сам писатель называл его
“трагической личностью, наделяя жизнеощущением особого рода, для которого
“события минувшего так же близки, как сиюминутная действительность”. А
тот, кто переживает былое, как свое кровное, свою судьбу, тот, по убеждению
автора “Плахи”, мученик, “трагическая личность”, ибо переживая, ничего
не может изменить, лишь приносит себя в жертву. Образ Авдия троичен: автор
— Авдий — назарянин. Время и Вечность — одна из центральных антитез романа,
потому-то и понадобился персонаж, наделенный не просто даром провидения,
но как бы говорящий от имени Вечности. Более того, на протяжении столетий
имя Христа было своего рода гарантией спасения человечества в час, когда
Время и Вечность сомкнутся. Тем безысходнее то грядущее, которое прозревает
Иисус у Айтматова накануне ареста в Гефсиманском саду — грядущее без будущего
для человечества. Трагедия Иисуса у Айтматова — как бы перевернутая трагедия
Авдия, вчерашнего семинариста, страдающего, переживающего наяву прошлое.
Иисус мучается тем, что не в силах отвратить грядущее, которое люди уготовили
себе сами. И перед назарянином встает вопрос: остаться ли с людьми или
отречься от них, признать, что человек — зверь, одержимый маниакальной
жаждой власти, зверь, которого никто и ничто не может изменить? Весь роман
“Плаха” — попытка найти ответ на этот вопрос. Попытка обрести надежду,
познать природу добра, силу идей человеколюбия, отброшенную на обочину
теми, кто готов воздвигнуть храмы, в коих будут поклоняться пушкам и генералам.
Познать силу человеческого разума (явно вопреки религиозному канону, Айтматов
делает даже Христа носителем просветительских воззрений). И вот здесь-то
выявляется еще одна коллизия айтматовского мировидения. Его героя постоянно
(вслед за автором) твердящие, что люди — единственно разумные существа
во Вселенной, что разум и память — вот что отделяет человека от животного,
герои, стремящиеся подчинить свою жизнь “велению разума”, в критические
моменты, перед лицом смерти и безусловно неискоренимого зла, ведут себя
как безумцы, как одержимые, исступленно. И не только “чокнутый Авдий”,
но и Бостон и Иисус. Поэтому роман “Плаха” написан Айтматовым в опровержение
собственного просветительства, веры в то, что одно лишь разумное увещевание
способно искоренить зло. В конечном счете исход диспутов и споров, словесных
стычек, которые происходят между героями романа, являются не словесной
дуэлью, а выбором, который делает герой, зачастую вопреки очевидности,
движимый не разумом, а любовью: к распятому учителю, к погибшему сынишке,
к женщине, к людям, в которых “так трудно рождается... человеческое”.
Смыкаются и смыкаются круги, но человек прорывается сквозь них: в музыке,
в творчестве, в любви. Прорывается в “вековечной жажде утвердить себя,
облегчить свою участь, найти точку опоры в необозримых пространствах Вселенной,
трагически уповая, что существуют помимо него еще какие-то небесные силы,
которые помогут ему в этом”, и трагически осознавая, что такие надежды—
“грандиозное заблуждение”, что все зависит от него самого. Роман “Плаха”,
напечатанный в 1986 году, на протяжении многих лет вызывает жаркую полемику.
У него много сторонников и противников, только равнодушных нет, и это
главное.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|