|
Рецензия на повесть
«Поездка в прошлое»
Федор Абрамов — широко известный в нашей стране писатель и критик. В
1993 году вышло полное собрание сочинений писателя впервые, уже после
смерти Федора Абрамова. До этого до читателя доходили лишь редкие издания
в журналах и “истерзанные” цензорами сборники, каждый из которых автору
приходилось буквально пробивать в печать месяцами, а иногда и годами.
Федор Абрамов красочно рисует дела и судьбы людей русской деревни во время
Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Тема коллективизации,
уничтожения крестьянства — основы русской духовной культуры — звучит у
писателя в большинстве его произведений. Особенно близок Абрамову Русский
Север — родина писателя. Там он начал свою трудовую судьбу, которая вобрала
трагедийный опыт деревенского подростка, испытавшего беды коллективизации
и полуголодного существования 1930-х годов, ранний опыт безотцовщины и
братской взаимопомощи, опыт ополченца-фронтовика, а затем — опыт человека,
воочию, на своих земляках, на семье брата, столкнувшегося с послевоенным
лихолетьем, с бесправным положением крестьянина, лишенного даже паспорта,
почти ничего не получающего на трудодни и платившего налог за то, чего
у него не было. Поэтому Абрамов пришел в литературу с огромным жизненным
опытом, с убеждениями заступника народного. В первом романе “Братья и
сестры” мощно зазвучала живая многоголосая народная речь, усвоенная писателем
с детства и всегда питавшая его книги. Романы “Братья и сестры”, “Две
зимы и три лета”, “Пути-перепутья” и “Дом” составляют тетралогию “Братья
и сестры”. Объединенные общими героями и местом действия (северное село
Пе-кашино), эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного
крестьянства начиная с военного 1942 года. За это время состарилось одно
поколение, возмужало второе и подросло третье. И сам автор обретал мудрость
со своими героями, ставил все более сложные проблемы, вдумывался и вглядывался
в судьбы страны, России и человека. В пору работы над романами создавались
и лучшие повести и рассказы писателя: “Деревянные кони”, “Пелагея”, “Алька”,
“Поездка в прошлое”, “Старухи”, “О чем плачут лошади”.
В 1974 году было закончено одно из самых ярких и значительных произведений
Абрамова — повесть “Поездка в прошлое”. Она не увидела свет при жизни
автора, ее издали лишь в 1989 году, спустя пятнадцать лет. Эта повесть,
на мой взгляд, превосходит остальные по емкости и лаконичности, по глубине
социального анализа и остроте конфликта. Абрамов сосредоточил внимание
в повести не на событиях, а на сознании и психологии людей, на самых губительных
последствиях политики партии в двадцатые и тридцатые годы, которые проникли
в души людей, в характеры, жизненные ориентации. В повести затронуты те
сложнейшие политические, социально-исторические и философские проблемы,
о которых в полный голос заговорили совсем недавно и которые до сих пор
ждут настоящего осмысления: трагедия коллективизации и раскулачивания,
противостояния фанатиков революционеров и подлинных гуманистов, хранителей
общечеловеческих ценностей, прозрение и истоки трагедии людей, сломанных
страшным прессингом советской идеологии, давлением на людей в течение
долгих десятилетий. В центре повести лежит история жизни Микши Кобылина
— сельского конюха, алкоголика. Микша — жертва своего прошлого. Он всю
жизнь верил в то, что его дядья — революционеры-коллективизаторы — честные,
благородные, отважные люди, которые заботились об общем благе. Прозрение
оказалось для него столь страшным, что убило его изнутри. “Мефодий Кобылий,
хоть и дядя тебе родной, а собака был человек. Сколько его на свете нету?
Двадцать лет, а может, больше, а люди и теперь еще из-за него плачут.
В кажинной деревне безвинных людей сказнил, а в нашей волости зараз десять
мужиков”, — рассказывала старая Федосеевна Микше. Миф о трагической гибели
дяди Александра действительно оказался лишь мифом: “А на самом деле пьяный
дядя изнасиловал беззащитную пятнадцатилетнюю девчонку, которая убирала
комендатуру, а брат этой девчонки — четырнадцатилетний пацан — убил дядю...”
А Микша верил в то, что рассказывали в областном музее: он отрекся от
родного отца, чтобы “показать революционный пример”, он отказался от отцовской
фамилии. Микша узнает, что его отец был честным и трудолюбивым человеком,
но уже было поздно чего-либо исправлять.
Сцены раскулачивания, жизни “лишенцев” или сосланных на Север крестьян
отражают реальные события тех лет: “У нас в деревне стали колхоз делать
— караул кричи. Три хозяйства по плану распотрошить надо, а где их взять?”
“А в этом самом тридцатом году что тут делалось... По два, по три мертвяка
за утро вытаскивали. Из раскулаченных. С южных районов которые к нам,
на Север, были высланы. Жуть сколько их в нашей деревне было! Все лето
баржами возили”. Эти сцены говорят сами за себя. Расстрелы, убийства,
полное разрушение деревенского быта, реки крови и страданий...
“Раскулачивали наиболее расторопных, хозяйственно-инициативных мужиков.
Построил мельницу, завел смолокурню, маслобойку выписал — враг. Враг каждый,
кто проявлял хоть какую-нибудь инициативу. Желанный, идеальный гражданин
— лодырь, бездельник”, — писал автор о проблеме раскулачивания.
Глубина проблематики в книгах Абрамова связана с достоверным знанием жизни
русской деревни, души и характера крестьянства, пониманием его трагедии
в советское время. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|