|
«Я научила женщин
говорить...»
«Быть поэтом женщине — нелепость», — утверждает герой одного из стихотворений
А. Ахматовой. Действительно, большинство женщин, пишущих стихи, прочно
занимали место на периферии: Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Евдокия
Растопчина... Те, кого не постигла такая судьба, воспринимались как исключения,
подтверждающие правило. Ахматова же сказала о себе не без иронии, но с
глубоким основанием, «Я научила женщин говорить». И действительно, после
Ахматовой женская душа обрела новые возможности самовыражения/
Прежде всего, Ахматова научила женщин говорить о любви — искренне, напряженно,
трагедийно. В ее лирике отразились все перипетии этого сложного чувства
— ожидание встречи, разлука, измена, переживание разрыва и глубокая тоска:
Эта встреча никем не воспета,
И без песен печаль улеглась.
Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась.
Черную и прочную разлуку
Я несу с тобою наравне.
Что ж ты плачешь? Дай мне лучше руку,
Обещай опять прийти во сне.
И через годы об этом чувстве, о глубоких изменениях, порождаемых этим
чувством в душе, с той же энергией, с той же открытостью напишет, например,
поэтесса Марина Петровых:
Назначь мне свиданье
на этом свете.
Назначь мне свиданье
в двадцатом столетии.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Но Ахматова говорила не только о муке любви, но и о том чувстве просветления
и свободы, которое несет преодоление этой муки. Ахматова утверждает необходимость
страдания для роста человеческой души. И после Ахматовой об этом писали
многие поэтессы, принимая боль и страдание ради нового знания о себе и
о мире. Например, Юнна Мориц пишет:
Уж точно — не будет больней,
Хоть вешай, хоть ставь на костры,
Хоть вкладывай тысячи дней
Во все мои раны персты...
Так в мыслях зайдем далеко,
И так высоко вознесемся,
Что все прояснится легко.
Та же мысль звучит в стихах Бэллы Ахмадулиной:
О боль! Ты — мудрость. Суть решений
Перед тобою так мелка!
И осеняет темный гений
Глаз захворавшего зверька.
Да, всех простить — вот облегченье!
О, всех простить, всем передать,
О нежную, как облученье,
Испить всем телом благодать.
И самое главное, о чем «научила женщин говорить» ахматов-ская поэзия —
о жизни всех людей, о тех страданиях, которые выпадают на их долю. «Я
— голос ваш, жар вашего дыханья», — писала Ахматова в одном из своих стихотворений.
С этих позиций совиновности и сопричастности была написана ахматовская
поэма «Реквием», в которой воссоздан весь ужас, вся безвыходность, пережитые
«в страшные годы ежовщины»:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
«Реквием» был насильственно извлечен из литературного процесса, но это
не значит, что он не был прочитан. Говорить правду в лицо палачам, выражать
трагедию поколения в те времена, когда все делают вид, что все благополучно,
— этому учились русские поэтессы у Ахматовой. Например, современная поэтесса
Наталья Рожкова пишет:
Нам стекла под ноги бросали,
Но мы продолжали идти,
Тогда нас живьем закопали,
Чтоб мы не сумели ползти.
Когда на двадцатое лето
Бульдозер поля распахал,
Теперь уж не нам, а скелетам
Никто кулаков не разжал.
Итак, Ахматова могла сказать о себе с полным правом: «Я научила женщин
говорить». Без ее произведений вряд ли была бы возможна современная поэзия.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|