|
Братья наши меньшие
В рассказе Андреева «Кусака» речь одет о проблеме совести и человеческой
доброты. Человек считает себя добрым и благородным, но при этом не замечает
преданности братьев своих меньших, относится к ним, как к игрушке. Красивая
девочка Леля, сама того не желая, нанесла собаке огромную обиду. Собака
доверилась ей всем своим собачьим сердцем и получила в ответ предательство.
Кусака была злой и дикой собакой. Но приехавшие на дачу люди заставили
ее измениться, научили доверять окружающим, и собака почувствовала себя
счастливой. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака. У нее было имя,
на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала
людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?»
Человек совершает предательство, сам того не замечая. Сначала ему кажется,
будто это пустяк. Затем такое поведение входит в норму. Девочка Леля сначала
вызывает у читателя огромную симпатию. Она проявила внимание к бездомной
собаке, согрела ее своим теплом. Но девочка и ее мама так и не осознали,
что за существо, прирученное ими, они теперь несут ответственность. В
рассказе говорится, что «приехавшие дачники были очень добрыми людьми».
Но их доброта действует только тогда, когда это удобно им самим. Когда
им хотелось играть и забавляться с Кусакой, они это делали. А потом они
решили, что дворняжка им не нужна. И они с легкостью вычеркнули верную
собаку из своей жизни. Мама пообещала Леле красивого породистого щеночка,
и девочка согласилась. Перед отъездом девочка даже не простилась с Кусакой.
Оставленная собака страдает. И напрасно думает человек, что только он
один обладает чувствами. Братья наши меньшие страдают ничуть не меньше
человека. Рассказ оставляет тягостное впечатление. И снова начинаешь задумываться
о том, имеет ли право человек считать себя умным, возвышенным, благородным,
если он равнодушен к тем, кто его окружает. Наверное, нет. Истинная доброта
распространяется на все живое, в том числе и на братьев наших меньших.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|