Сочинения по литературе
  Главная страница / Архитектура / Памятник архитектуры / Архитектурный ансамбль XVII-XIX веков — Екатерининская пустынь /
 
 

Архитектурный ансамбль XVII-XIX веков — Екатерининская пустынь

Дорога в Суханово проходит мимо малоизвестного архитектурного ансамбля XVII — XIX веков — бывшей
Екатерининской пустыни.
Начало этой обители было положено в 1658 г. царем Алексеем Михайловичем, который, охотясь в здешних лесах, узнал о рождении дочери, которую нарек Екатериной. Никольскую церковь, палаты, ограду кельи и “всякое каменное дело” строил видный московский зодчий Иван Кузнечик — автор таких известных сооружений, как церковь Григория Неокесарийского и Покровский собор в Измайлове. Во второй половине XVIII века в монастыре велись значительные работы: был воздвигнут Екатерининский собор, а позднее, в 1800-х гг., поднялась надвратная колокольня с церковью Дмитрия. Ворота под колокольней заложены. Обойдя монастырь, можно выйти на проселок, ведущий в Суханово (около 1,5 км) .
Дорога упирается в ограду дома творчества. Здесь она сворачивает и по дуге ведет мимо строений бывшего
конного двора к служебным корпусам и так называемым “домам для приезжающих” .
Возникновение усадьбы относят к концу XVII века. Тогда Суханово было пожаловано одному из деятельных
сторонников Петра I, боярину Т. Н. Стрешневу. Затем усадьба принадлежала казне и была пожалована другому
сподвижнику Петра, обер-прокурору И. И. Дмитриеву-Мамонову, женившемуся позже на племяннице царя — царевне Прасковье Иоанновне.
С 1804 г. усадьба перешла к князьям Волконским и находилась в их владении до 1917 г. Многие усадебные
постройки были перестроены или возведены заново стараниями дочери Мельгунова Е. А. Волконской и ее племянника Л. М. Волконского. Последний был начальником Главного штаба Александра I, а при Николае I был назначен министром двора. Л. М. Волконский, неоднократно приезжавший из Петербурга в Суханово, привлек к проектированию усадьбы выдающихся русских архитекторов.
В 1820-х гг. были построены в формах псевдоготики — с башенками и зубцами — служебные корпуса, а в 1830-х
появились и “дома для приезжающих” в классическом стиле. Идущая мимо них дорожка спускается в овраг и ведет к плотине пруда, образованного на речке Гвоздне.
Парковый фасад дома украшает шестиколонный портик. Отсюда открывается красивый вид на деревню на
высоком противоположном берегу. Одна из тенистых аллей ведет к беседке на высоком берегу — “Храму Венеры” . Далее аллея приводит к арочному мосту, переброшенному через овраг. Под мостом идет дорожка на плотину. Перейдя овраг, надо направиться к самому, пожалуй, интересному сооружению Суханова — мавзолею. На пути к нему нельзя пройти мимо бронзовой скульптуры девушки с разбитым кувшином — копии с известной скульптуры П. П. Соколова, находящейся в Царскосельском парке и воспетой А. С. Пушкиным.
Сухановский мавзолей построен в 1813 г. над склепом, в котором был похоронен муж Е. А. Волконской князь Д.
П. Волконский, скончавшийся от ран, полученных в 1812 г. Сооружение представляет собой ротонду. Прежде это была церковь Дмитрия Ростовского. С востока ее украсил строгий дорический портик. На лестнице установлены два чугунных жертвенника в стиле ампир. Первоначально церковь объединялась полуциркульной открытой колоннадой с небольшими флигелями и колокольней. Не так давно обнаружен проект этого сооружения, позволивший, наконец, уточнить имя зодчего. Им является архитектор В. П. Стасов, автор знаменитых Павловских казарм на Марсовом поле, триумфальных арок в Петербурге.




Вернуться к оглавлению