|
"Рецензия
на произведение В. П. Астафьева «Царь-рыба» "
Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это
может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения
или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию,
свое отношение к природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые
считают, что человек — создатель и он должен покорить все живое, обитающее
на земле; другие, напротив, доказывают, что природа — это храм, каждый
человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем
и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей.
Астафьев в своем произведении “Царь-рыба” пытается разобраться в этой
проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа:
храм или раба человека?
Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю
свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна
рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет
уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет
он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как
же он распоряжается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу. Но
для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена,
чтобы прожить и прокормиться и без этой “наживы”. Пойманную рыбу он не
продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора,
ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы
видим нашего царя природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит
жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет
необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты
лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит,
постепенно губят природу, растрачивают единственное ценное, что есть на
земле. Но зачем природе такой царь, который не ценит то богатство, которым
владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба,
царица рек, посланная для борьбы с царем природы.
Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она — это знак свыше. Поверье
гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о
ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство
над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей
природы? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление
вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с
другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться
от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает:
жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы
то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе.
Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе
мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется
разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается
в воде один на один с “рыбиной”. Израненные, царь природы и царица рек
встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет
ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой,
прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут
своей смерти. И Игнатьич просит: “Господи, отпусти эту рыбу!” Сам он этого
сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы. Так, значит,
не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но природа
не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния.
Игнатьич — умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается
в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки,
анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить
все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше,
если выживет здесь.
Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше
запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает ответ на
непростой вопрос: природа — это храм, где человек не может хозяйничать
по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться,
ведь человек — часть природы, и он призван оберегать этот единственный
дом для всего живого.
Астафьев поднимает и другую, не менее важную, проблему: проблему отношений
в семье. Всегда главным в семье был муж. Но какое же место занимает женщина?
Семья — это единое * целое. Если муж — голова семьи, то жена, хранительница
домашнего очага, должна быть ее сердцем. Но как-то странно относится голова
к своему сердцу: без любви и понимания, лишь с угрозой. Женщины в семьях
живут в постоянном страхе. Они стараются во всем угодить своим мужьям
и боятся, что могли что-то сделать не так. Приветствуется только покорность
жены, слепое поклонение и подчинение мужу. Страх внушается женщинам с
детства, поэтому побороть его нелегко, только какое-либо чрезвычайное
происшествие может помочь им в этом. Так, только смерть дочери заставила
жену Командора преодолеть чувство страха перед мужем и открыто выступить
против него. А каковы же отношения между братьями? И здесь царствует жадность.
Игнатьич и Командор враждуют: Командор знает, что Игнатьич — лучший рыбак,
и завидует ему, а Игнатьич не любит брата, потому что Командор не такой,
как он. Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях
между людьми в поселке, — это жадность.
Произведение “Царь-рыба” написано как повествование в рассказах. Книга
состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны
в художественном стиле, другие в публицистическом. Это разнообразие позволяет
намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть
на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их решение.
Также оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные стили
делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными.
Эта книга дала мне много хороших уроков и советов. Теперь, прежде чем
что-то сделать, я задумываюсь, а не навредит ли это кому-нибудь, не причинит
ли вреда природе. Я начала анализировать свои поступки. И если я нахожу,
что совершила когда-нибудь ошибку или какой-либо проступок, то я стараюсь
это исправить. В этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а
правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты
впустую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет
память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|