|
"Страшный мир" в лирике
А. А. Блока
Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения
жизни, но и по
духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность
осталась у него на всю
жизнь.
Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой
его произведений
заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям,
путь к воплощению в
своем творчестве человеческих радостей и страданий.
Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности "Стихи
о
Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося
чуда, Блок
покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его
лирический герой. Мир
Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его
мнению, должен
стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический
герой А. Блока
спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном,
земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет
жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.
Рабочим кабинетом А. Блока станет город — петербургские площади и улицы.
Именно там
родятся мотивы его стихотворения "Фабрика", которое прозвучит
неожиданно остро даже для самого
поэта. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла.
Оттуда, из "жолтых окон",
"недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине", идущих
на фабрику. Это хозяева жизни и
"измученные спины" угнетенного народа. Так поэт четко разделяет
людей на тех, кто работает, и тех,
кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко,
недвусмысленно заявил
тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти
люди еще и унижены: "И в
жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели". И от этого страдания
лирического героя
усугубляются.
Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие
в стихотворении
"На железной дороге". Железная дорога здесь это образ-символ.
Перед нами железная дорога жизни,
лишенная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди,
мелькают в окнах вагона их
лица — "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко всему. А
"под насыпью, во рву некошенном",
образ униженной женщины, раздавленной колесами этой жизни, образ униженной
духовности. Вот
эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока, — от возвышенной
Прекрасной Дамы
до существа, уничтоженного "страшным миром".
Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении
"Незнакомка":
"пьяные окрики", "испытанные остряки" в котелках,
пыль переулков, "сонные лакеи", "пьяницы с
глазами кроликов" — вот, где приходится жить лирическому герою. Все
это туманит сознание человека
и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:
Дыша духами и
туманами, Она садится у окна.
Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается
разгадать его
тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь — некий
идеал красоты, радости, а
поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни.
И лирический герой
видит "берег очарованный и очарованную даль", то, чего жаждет
его душа. Но стихотворение
заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать
истину ("Я знаю:
истина в вине") .
Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении "Я
пригвожден к трактирной
стойке". Его "душа глухая... пьяным пьяна... пьяным пьяна...
". Лирический герой живет с чувством
гибели, смертельной усталости: Я пьян давно. Мне все равно.
Вон счастие мое — на тройке В сребристый дым унесено...
"Страшный мир" не только вокруг, он и в душе лирического героя.
Но поэт найдет в себе силы,
чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма "Соловьиный
сад". Как жить?
Куда идти? "Наказанье ли ждет или награда? " Вот вопросы, которые
пытается решить для себя
лирический герой поэмы. Образ соловьиного сада — это тот мир красоты,
добра, счастья, который
сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический герой покидает этот мир безоблачного
счастья. Так
тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают
звуки окружающего мира:
Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна!
Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать,
а совесть не
даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь,
полную труда,
лишений, обездоленности: Я вступаю на берег пустынный, Где остался мой
дом и осел.
Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем
он жил прежде.
Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает
мучительную трагедию
раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит
и осознание
невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая авторская
мысль: выбор сделан
правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. А по мнению Блока,
жертва во имя жизни — это
священная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал.
Наверное, поэтому и финал жизни самого Александра Блока будет трагичным,
так как он, как и
его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни
и новой России.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|