|
Прощение и вечный приют
(библейские главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Воссоздание евангельских событий — одна из важнейших традиций мировой
и русской литературы. Обращается к событиям распятия и воскрешения Иисуса
Христа Дж. Мильтон в поэме «Возвращенный рай», О. де Бальзак в повести
«Иисус Христос во Фландрии», в русской литературе — Н. С. Лесков («Христос
в гостях у мужиков»), И. С. Тургенев (стихотворение в прозе «Христос»),
Л. Андреев («Иуда Искариот»), А. Белый (поэма «Христос воскрес»). В чем
же своеобразие трактовки евангельских событий в романе М. Булгакова «Мастер
и Маргарита»?
Прежде всего, М. Булгаков обращается к этим событиям в такие времена,
когда вера в Бога не просто ставится под сомнение, но массовое безверие
становится законом жизни государства. Возвращая все эти события и говоря
о них как о несомненной реальности, писатель идет наперекор своему времени
и прекрасно знает, чем это чревато. Но библейские главы романа жизненно
необходимы как напоминание о первой, изначальной ошибке — неузнавании
Истины и Добра, следствием которой становится фантасмагория московской
жизни 30-х годов.
Библейские главы можно отнести к жанру романа-притчи. Так же, как в притче,
объективно и бесстрастно излагаются события. Совершенно отсутствуют прямые
обращения автора к читателю, также как и выражение авторской оценки поведения
героев. Правда, отсутствует мораль, но она, по-видимому, и не нужна, потому
что моральные акценты в этих главах расставлены очень четко.
В романе мастера три главных героя: Иешуа, Понтий Пилат, Иуда. Иешуа,
безусловно, не евангельский Иисус, нет никаких проявлений его божественности,
даже от сцены воскресения М. Булгаков отказывается. Иешуа — это воплощение,
прежде всего, нравственности. Он — философ, странник, проповедник добра
и любви к людям, милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище
и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «...злых людей нет на свете,
есть люди несчастливые». И он действительно относится ко всем людям так,
как будто они на самом деле являются воплощением добра, — даже к центуриону
Крысобою, который его избивает. Иешуа является носителем нравственной
истины, недоступной людям.
Иуда у романе тоже нетождественен евангельскому Иуде. Из Евангелия мы
знаем, что Иуда своим лобзанием в Гефсиманском саду предает Спасителя.
Предательство — это величайшая вина перед человеком, неизмерима вина того,
кто предал Иисуса. У М. Булгакова Иуда, в отличие от евангельской традиции,
— не ученик и не последователь Иешуа. Отсутствует и сцена «предательского
лобзания». По сути, Иуда был орудием в руках первосвященника и воистину
«не ведал, что творил». Он оказался между Каи-фой и Пилатом, игрушкой
в руках людей, наделенных властью и ненавидящих друг друга. М. Булгаков
снимает с Иуды вину, возлагая ее на Понтия Пилата.
Понтий Пилат — центральная фигура в ершалаимском пласте. Мастер говорит,
что пишет роман о Пилате. Пилат сразу же почувствовал человеческую незаурядность
Иешуа, однако традиции и нравы императорского Рима в конечном счете побеждают,
и он, в соответствии с евангельским каноном, посылает Иешуа на крест.
Но М. Булгаков отказывается от канонического понимания этой ситуации,
у него Пилат лицо трагическое, разорванное между личностными устремлениями
и политической необходимостью, между человечностью и властью. М. Булгаков
ясно показывает ощущение трагической безысходности, ужаса от содеянного,
наполняющих душу Пилата («За сегодняшний день уже второй раз на него пала
тоска...»). С этого момента подлинной жизнью Пилата становится сон: прокуратор
идет по лунной дорожке с Иешуа, беседуя, и казнь — чистое недоразумение,
и бесконечен их диалог. Но в реальности казнь не отменена, и так же неотменимы
муки Пилата.
Мука Пилата кончается только после заверения Иешуа о том, что казни не
было. Иешуа дарует прощение Пилату и покой мастеру, написавшему роман
о Пилате. Таков исход трагедии, но наступает он не во времени, а в вечности.
Роман «Мастер и Маргарита» — сложное произведение. И хотя о романе уже
много написано и сказано, но каждому его читателю суждено по-своему открывать
и понимать художественные и философские ценности, таящиеся в его глубинах.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|