Сочинения по литературе
 

Революция в творчестве Александра Блока



Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю
Все равно: принимаю тебя!

(Александр Блок)


У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой! Покой нам только снится” ,
который мне очень нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий, волею
божьей поэт” , по определению А. М. Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле
Куликовом” ) , замечательный патриот, сказавший: “О Русь моя! Жена моя!” .
Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения —
символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим.
В известном стихотворении “Фабрика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-
то” “медным голосом завет” .
Согнуть измученные спины.
Внизу собравшийся народ.
В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год (“Сытые” ) , поэт с
сарказмом говорит о том, что богатые — “сытые” — “скучали и не жили” , в то время как кругом
слышались “мольбы о хлебе” . Но вот началась революция, слышен “красный смех... знамен, и Так —
негодует все, что сыто, Тоскует сырость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их
прогнивший хлев!” Однако — и на это очень важно обратить внимание — Блок не призывает к
расправе: Пусть доживут свой век привычно Нам жаль их сытость разрушать.
Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой
и кровавой.
Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он
находил им оправдание.
Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и
художественным средствам поэмы о революции “Двенадцать” . Революционный боец Петруха
убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний
успел убежать, но ему обещано:
Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!
И это не пустые угрозы:
Помнишь, Катя, офицера.
Не ушел он от ножа...
Но в целом поэма — гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер
на земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и
интеллигенция” Блок призывал: “Слушайте революцию!” . Кажется, что писатель полностью
благословляет революцию:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови
Господи, благослови!
Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи!
Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос)
изображены то романтически: “Кругом — огни, огни, огни... Оплечь ружейные ремни... “, то
натуралистично: “В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз!” (знак каторжника) .
Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных
месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей.
Сегодня вопрос о роли революции — один из главных для многих из нас. С расстояния трех
четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия
великого народа, которую так долго сдерживали.
Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно
благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в
своем небольшом произведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре
которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!) , мы
согласимся с А. М. Горьким, что это “человек бесстрашной искренности” , и поймем слова К. Федина,
который после безвременной смерти 40-летнего поэта говорил, что уже “не будет подобного
мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А. Блок” .

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению