|
О СТИХОТВОРЕНИИ А. БЛОКА «НЕЗНАКОМКА»
Когда вспоминается поэзия А. Блока, первое, что обычно приходит в голову,
— стихотворение «Незнакомка». Конечно, это одно из самых сильных и самых
завершенных стихотворений поэта. Но дело не только в этом.
В «Незнакомке» звучит целый ряд мотивов, характерных для поэзии раннего
А. Блока, но звучат они как-то необычно. Например, подчеркивается время
действия — вечер:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух...
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен...
Вечер в ранней лирике А. Блока — время таинственное, время, когда душа
трепещет в ожидании Прекрасной Дамы, время, когда Она появляется:
Там сумерки невнятно трепетали,
Таинственно сменяя день пустой.
Кто, проходя, души моей скрижали
Заполонил упорною мечтой?
Так писал юный Блок, прошло всего несколько лет — и те же сумерки лишены
таинственного ореола, слово «вечер» в строке стоит рядом со словом «рестораны»,
и трудно в этом пространстве представить себе Прекрасную Даму.
Нет, дамы в стихотворении тоже есть, но отнюдь не прекрасные:
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Прекрасная Дама в первом томе появилась «из сумрака зари», шла «голубыми
путями», сияя «лазурью золотою». Здесь и она предстает в окружении «презренной
прозы».
То же самое происходит с менее важными, но также концентрирующими в себе
сущность блоковского мира мотивами. Слезы в ранней лирике, например, очистительные,
возвышенные, преображающие душу. А в «Незнакомке»:
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
Плач — просто деталь унылого пейзажа, проза жизни. Точно также луна в
первом томе — богиня Селена, покровительница колдунов, окно в потусторонний
мир:
Земля пустынна, ночь бледна,
Недвижно лунное сиянье,
В звездах — немая тишина —
Обитель страха и молчанья.
И вот в каком окружении появляется луна в «Незнакомке»:
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
Что же происходит? Значит ли это, что А. Блок просто осмеивает в стихотворении
«Незнакомка» все то, чем он жил предыдущие несколько лет? Так считали
некоторые современники поэта и, наверное, не совсем безосновательно. Нет,
конечно, не смех звучит в этом стихотворении, а трагическая ирония. Вечер,
Прекрасная Дама, Луна — все это существует в ином, идеальном мире. Раньше
поэт и жил в нем, полностью отвлекаясь от реальности, от «страшного мира».
И мир идеальный, опрокинутый в эту повседневную, обыденную реальность,
не может не исказиться. Боль этого искажения и переживается в стихотворении.
Но надо что-то делать с этой болью — и появляется Незнакомка. Кто она?
На первый взгляд, сфера ее существования — «страшный мир», обыденность:
И медленно пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна...
Но чем более вглядывается в нее поэт, тем неосязаемее, бесплотнее этот
мир становится. В конце концов, возникает сомнение: а действительно ли
поэт видит Незнакомку? Может быть, он видит что-то другое?
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено...
А куда, собственно, подевалась девушка? Она полностью перешла во внутреннюю
реальность поэта («И перья страуса склоненные в моем качаются мозгу»).
В этой внутренней реальности она преобразилась до неузнаваемости, также,
как и весь «страшный мир». И такая способность преобразования, творческой
перестройки реальности — действительно «сокровище», дар, жизненно необходимый
для поэта. Но она же — и проблема. Не зря в финальном четверостишии рифмуются,
то есть приравниваются друг к другу, слова «сокровище» и «чудовище». Творческое
преобразующее видение действительно может превратить чудовище в сокровище,
или, как пишет А. Блок в одном из своих прозаических эссе, «увидеть дантову
Беатриче в сологубовскои Недотыкомке».
Блоковское стихотворение представляет собой именно постановку данной проблемы.
В нем зреет решение прямо и честно смотреть в глаза «страшному миру».
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|