Сочинения по литературе
 

Лирика А. Блока

Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения
жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность
осталась у него на всю жизнь.
Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его
произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к
людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий.
Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности "Стихи о
Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда,
Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его
лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к
которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить
полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты.
Он окажется в мире реальном, земном, который назовет "страшным миром". Лирический
герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.
Рабочим кабинетом А. Блока станет город — петербургские площади и улицы.
Именно там родятся мотивы его стихотворения "Фабрика", которое прозвучит неожиданно
остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливости, мир
социального зла. Оттуда, из "жолтых окон", "недвижный кто-то, черный кто-то людей
считает в тишине", идущих на фабрику. Это хозяева жизни и "измученные спины"
угнетенного народа. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто
присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно
заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди
еще и унижены:
"И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели".
И от этого страдания лирического героя усугубляются.
Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в
стихотворении "На железной дороге". Железная дорога здесь — это образ-символ. Перед
нами железная дорога жизни, лишенная доброты, человечности, духовности. По этой
дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица — "сонные, с ровным взглядом",
безразличные ко всему. А "под насыпью, во рву некошенном", образ униженной женщины,
раздавленной колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот эволюция, которую
претерпевает женский образ в лирике Блока, — от возвышенной Прекрасной Дамы до
существа, уничтоженного "страшным миром".
Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении
"Незнакомка": "пьяные окрики", "испытанные остряки" в котелках, пыль переулков, "сонные
лакеи", "пьяницы с глазами кроликов" — вот, где приходится жить лирическому герою. Все
это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот
появляется Незнакомка:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается
разгадать его тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь — некий
идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед
красотой жизни. И лирический герой видит "берег очарованный и очарованную даль", то,
чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю
иллюзорность своей мечты познать истину ("Я знаю: истина в вине") .
Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении "Я пригвожден к
трактирной стойке". Его "душа глухая... пьяным пьяна... пьяным пьяна... ". Лирический
герой живет с чувством гибели, смертельной усталости:
Я пьян давно. Мне все равно.
Вон счастие мое — на тройке
В сребристый дым унесено...
"Страшный мир" не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в
себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма
"Соловьиный сад". Как жить? Куда идти? "Наказанье ли ждет или награда? " Вот вопросы,
которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. Образ соловьиного сада — это
тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический
герой покидает этот мир безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из
дома. В соловьиный сад проникают звуки окружающего мира:
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!
Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а
совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь,
полную труда, лишений, обездоленности:
Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел.
Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил
прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает
мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим
приходит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая
авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. А по
мнению Блока, жертва во имя жизни — это священная жертва. И поэт не жалеет того, что он
сделал.
Наверное, поэтому и финал жизни самого Александра Блока будет трагичным, так
как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни
и новой России.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению