|
В. Я. Брюсов
|
БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924),
русский поэт. Основоположник русского символизма. Историко-культурная
проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй
(книги стихов «Tertia Vigilia» — «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi»
— «Городу и миру», 1903; «StejanoV» — «Венок», 1906). Исторические романы:
«Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После Октябрьской революции
вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды
по стиховедению.
* * *
БРЮСОВ Валерий Яковлевич [1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября 1924,
там же] русский поэт, прозаик, драматург, теоретик символизма, критик,
переводчик, литературовед.
Детство и образование
Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца — купец из бывших крепостных,
дед со стороны матери — поэт-самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой
и естественными науками. Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова,
Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского
университета, сначала на отделении классической филологии, затем — на
историческом (окончил с дипломом 1 степени). В 1896 женился на Иоанне
Матвеевне Рунт, ставшей его преданной помощницей, после смерти — хранителем
архива и издателем наследия. Уже в ранней юности в личности Брюсова парадоксально
проявились два антиномичных начала — самоотдача стихиям жизни (эротика,
игра страстей, мир ночных ресторанов, рулетка) и волевая организующая
активность, склонность к «конструированию» себя и управлению окружающими
людьми и ситуациями.
Творческий дебют, стихотворные сборники, принципы поэтики
В 1894-95 Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», состоящих
из его собственных переводов из французских символистов и произведений
некоторых начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических
сборниках «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»,1895), «Me eum esse» («Это я»,1897)
и сборнике переводов из П. Верлена «Романсы без слов» (1894) Брюсов заявил
о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте
этого движения. Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного
с несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала новую школу
заметным фактом литературной жизни. Книги стихов 1900-09 — «Tertia vigilia»
(«Третья стража»,1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру»,1903), «Stephanos»
(«Венок», 1906), «Все напевы» (1909) — определили антиномичную ориентацию
его поэтики на традиции французского «Парнаса» с его твердыми жанровыми
и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко-мифологическим
сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой
нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью. После 1910 намечается
поворот к большей простоте формы (сборник «Зеркало теней»,1912), однако
в позднейшем творчестве вновь побеждают тенденции к усложнению языка и
стиля. Стихи этого периода демонстрируют и образно-тематические комплексы,
характерные для всего его творчества: урбанизм, «научная» поэзия, историзм,
убежденность в множественности истин и самоцельности искусства.
Литературное окружение. Редакторская, издательская и критическая
деятельность
Во второй половине 1890-х гг. расширяется круг литературных связей Брюсова
(знакомство с К. К. Случевским, Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, К.
Д. Бальмонтом, Н. М. Минским, К. М. Фофановым, Ф. К. Сологубом и др.).
В 1899 он становится одним из организатором и руководителей издательства
«Скорпион», начавшего с выпуска альманахов «Северные цветы» (вып. 1-5,
1901-11) и поставившего задачей объединение представителей «нового искусства».
В 1904-09 был фактическим редактором журнала «Весы», ставшего центральным
органом русского символизма. Брюсов опубликовал в «Весах» программные
теоретические статьи («Ключи тайн», 1904; «Священная жертва», 1905, и
др.), огромное количество критических статей и рецензий, собранных в книге
«Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших
дней» (1912). Заслужив репутацию «мэтра» символистской школы, Брюсов в
то же время расходился с ее теургическим направлением, отстаивал суверенность
искусства, отказываясь признать его зависимость как от социально-политических,
так и от мистико-теологических заданий (см. его полемику, с одной стороны,
со статьей В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература»
— «Свобода слова», 1905, с другой — с докладами Вяч. Иванова и А. Блока
о теургическом символизме — «О «речи рабской», в защиту поэзии», 1910).
После закрытия «Весов» (1909) с сентября 1910 возглавляет литературно-критический
отдел в журнале «Русская мысль» (под редакцией П. Б. Струве), привлекая
к сотрудничеству других писателей-символистов и разрушая обособленность
символистской школы в литературном процессе.
Концепция истории и исторические романы
Постоянный интерес Брюсова к истории обусловливал оценку злободневных
фактов в перспективе мировых событий. Начав с политических обзоров в журнале
«Новый путь», проповедовавших славянофильские теории (Россия как «третий
Рим»), он пережил крушение великодержавных иллюзий под влиянием событий
русско-японской войны. Революцию 1905 воспринял как исторически неизбежное
крушение всей культуры прошлого, принимая и возможность собственной гибели
как части старого мира (стихотворение «Грядущие гунны», 1905). В 1907-12
внимание Брюсова к текущей политике ослабевает, но растет его стремление
осмыслить глубинные закономерности исторического процесса. В романах «Огненный
ангел» (1907-08) и «Алтарь победы» (1911-12) он обращается к переломным
историческим эпохам, пытаясь понять кризисное состояние мира путем исторических
аналогий. В годы Первой мировой войны поначалу разделял настроения военного
патриотизма (сборник «Семь цветов радуги», 1916; а также не появившийся
при его жизни сборник «Девятая Камена»), однако, побывав на фронте в качестве
военного корреспондента, приходит к пониманию античеловеческого характера
войны.
Историко-литературная и переводческая деятельность
Знакомство в 1898 с редактором журнала «Русский архив» П. И. Бартеневым
положило начало многолетней публикаторской, комментаторской, историко-литературной
деятельности Брюсова (работы о Ф. И. Тютчеве, А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе).
На протяжении всей жизни занимался и художественными переводами (античные
авторы, Данте, Дж. Байрон, И. В. Гете, Э. Верхарн, Э. По, П. Верлен, С.
Малларме, М. Метерлинк, О. Уайльд, армянские поэты и др.). Переводческая
манера Брюсова претерпела радикальную эволюцию от вольных переложений
в 1890-е гг. до принципиального буквализма поздних переводов.
Культурно-просветительская и педагогическая деятельность после
Октября
Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной переворот в истории
человечества, активно сотрудничал с советской властью в области культурного
просвещения. В 1920 вступил в Коммунистическую партию. В 1917-19 возглавлял
комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным
отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном ученом
совете, Госиздате и др.; читал лекции в 1-ом МГУ, организовал в 1921 Высший
Литературно-художественный институт и был его первым ректором, преподавал
в Коммунистической академии, в Институте слова. В последних стихотворных
сборниках — «Дали» (1922), «Mea» («Спеши»,1924) — пытался разработать
принципы новой «научной» поэтики, однако поздние поэтические эксперименты
не встретили живого читательского отклика. |