|
Рождественская история на Пречистанке
(основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. И ранние сатирические
произведения писателя представляют собой живой и непосредственный отклик
на события современности: засилье бюрократии, господство лозунга над живой
жизнью и многое другое. Но уже в этих произведениях за злобой дня, за
животрепещущими вопросами вставали глубинные закономерности человеческой
жизни. Особенно характерна в этом плане булгаковская повесть «Собачье
сердце».
В центре повести — эксперимент профессора Преображенского, который в ходе
своих научных опытов неожиданно получает возможность создать из собаки
нового человека. Следует отметить, что все, происходящее вокруг и именовавшееся
строительством социализма, воспринималось М. Булгаковым именно как эксперимент
— огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового
общественного устройства революционными, то есть насильственными методами,
к воспитанию теми же методами нового человека писатель относится скептически.
Для него это было таким вмешательством в естественный ход событий, последствия
которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих
экспериментаторов. Об этом повесть «Собачье сердце» и предупреждает читателя.
Создав нового человека, профессор Преображенский пытается его воспитать.
И у него есть все основания надеяться на успех, ведь он — человек высокой
культуры и высоких нравственных правил. В его взглядах много общего со
взглядами самого писателя. «Что такое ваша разруха? — говорит профессор.
— Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну
у себя в квартире петь хором, у меня будет разруха... Террор совершенно
парализует нервную систему...».
Почему же профессор Преображенский терпит поражение? Прежде всего, потому,
что в процесс воспитания Шарикова вмешивается жизнь — закономерный результат
той «разрухи в головах», о которой сам профессор трезво отдает себе отчет.
Швондер дает Шарикову почитать Энгельса, пичкает лозунгами. Сказывается
и наследственность — задатки бездомного люмпен-пролетария, к тому же алкоголика.
И в том, что внутренняя сущность Клима Чугункина оказалась созвучной идеологии
Маркса и Энгельса, — глубокая ирония повести.
Бездомный Шарик, превратившись в Полиграфа Полиграфо-вича Шарикова, прекрасно
приспосабливается к советской действительности. Он становится заведующим
подотделом очистки города Москва от бродячих животных. Шариков считает
себя полноценной личностью, требует к себе уважения. Выправленное домкомом
удостоверение личности автоматически делает социально равными ученого
с мировым именем и вчерашнюю дворнягу. М. Булгаков показывает, что при
попытке изменить общество старые устои легко разрушаются, а к новым условиям
жизни легко приспосабливаются проходимцы, легкомысленные и безнравственные
люди. А вот создать что-то новое и что-то сохранить значительно сложнее.
Важная тема повести «Собачье сердце» — двойственность природы человека.
Звериное начало есть в каждом, даже в профессоре Преображенском: во время
операции у него «зубы сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск...
он зверски оглянулся, зарычал... злобно заревел». Но это — в момент чрезвычайного
напряжения сил, вообще же поведением героя управляет сознание — то, что
определяет в нем собственно человеческое.
В Шарикове же все это меняется местами. Сознательное, умное в нем безусловно
является прерогативой собаки. Вспомним, что именно устами Шарика дается
первая и очень выразительная характеристика профессора Преображенского
как «человека умственного труда», который спокоен и независим оттого,
что «вечно сыт». Бродяга-пес наблюдателен и социально грамотен (стоит
вспомнить его разграничения между «товарищем», «господином» и «гражданином»),
он добр, не лингва остроумия («ошейник — все равно что портфель»). И словарь,
и интонации собаки свидетельствуют о кругозоре интеллигентного человека.
Первые же фразы Шарикова говорят об агрессии, нечистоплотности и невежестве.
«Все у вас как на параде, — обвиняет он своих хозяев. — А так, чтобы по-настоящему
— это нет». Нормы общения, естественные для Преображенского и Борменталя,
мучительны и обременительны для него. Жить «по-настоящему» для Шарикова
— значит грызть семечки, плевать на пол, приставать к женщинам, напиваться
и спать. Он искренен, когда говорит, что его воспитатели «мучают себя».
Культура для него мучение, для них — среда обитания. Так возникает в произведении
тема сохранения культуры.
Итак, повесть «Собачье сердце» — произведение, поднимающее как злободневные
вопросы текущей современности, так и важные вопросы жизни вообще. Мысли
о недопустимости насильственных преобразований, какими бы благими целями
они ни диктовались, о необходимости сохранения культуры и о сложности
человеческой природы делают повесть «Собачье сердце» одним из самых интересных
произведений русской литературы XX века.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|