Сочинения по литературе
 

Художественное своеобразие романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал долго. Отдаленным наброском можно считать незаконченную повесть «Дьяво-лиада», где упор сделан на сатирическое изображение современной писателю реальности. Первые наброски романа уже включают Дьявола как один из центральных персонажей, но в них он появляется в Москве в полном одиночестве и по типу гораздо ближе к Мефистофелю Гете. Он коварен, зол, он, по словам теологов, «отец всякой лжи, повелитель мух» — то есть мелкой нечисти. Но за двенадцать лет, прожитых писателем, слишком много произошло в его жизни и изменилось в мире, чтобы зло и добро проявляли себя в романе по-прежнему. Центральное место уже занимает не лукавый искуситель, а ироничный, сумрачный и справедливый судья человеческих слабостей.
Можно ли сказать, что «Мастер и Маргарита» — роман о боге и дьяволе? Можно, но тогда следует внимательно перечитать книгу и понять, как поделены сферы добра и зла, кто является началом светлым, а кто темным. И становится ясно, что Булгаков, скорее, близок не к традиционным христианским представлениям о боге и дьяволе, а к точке зрения Достоевского: «Дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». Булгаковский Воланд — не сатана, злое начало, а, скорее, распорядитель и исполнитель воли того, кто является светлым началом. Он демиург, хозяин материального мира, властелин мелочей, наблюдатель пошлости. Воланд поражает тем, что отказывается от права судить людей. Судит кто-то другой, дьявол только приводит приговор в исполнение. Да и то не вмешивается в развлечения своей свиты. В образе Воланда есть какая-то вечная печаль, мудрость и скука. Он слишком многое видел и знает. Но он не хочет ничего менять, прекрасно осознавая, сколь велика его роль в равновесии мироздания. Недаром он говорит Левию Матвею: «...что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар... из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» Воланд дразнит Левия Матвея, не зря тот называет его «старый софист», но и грустит. Ведь ему хочется поговорить с равным собеседником, «спорить, не сходясь ни в чем, отчего спор бывает особенно приятен». Может быть, поэтому так заинтересован он в судьбе Мастера, увидев в нем именно собеседника, уважительного к чужой точке зрения, но непреклонного в своих убеждениях? Именно Воланд прочитал роман, именно он осуществляет волю Иешуа, определившего меру воздаяния.
Своеобразие романа Булгакова не только в непривычном для традиционного восприятия толковании библейских образов. Роман сплетается, как река из притоков, из разных сюжетно-тематических линий. Это и роман о великой любви, и фантастическая сатира, и философско-теологическое произведение, и рассказ о судьбе творца в мире, и пророчество, которое прозвучало, может быть, неожиданно для самого Булгакова. Запретная, спрятанная более чем на четверть века рукопись была опубликована, гибель мастера, конец его земного пути не прервал жизнь булгаковских персонажей и книг. И даже та, которая стала прообразом Маргариты, ни в чем не уступила высоте образа. Жена Булгакова сохранила рукопись, добилась публикации в «Новом мире». 1966 год можно считать годом искупления для Мастера.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.

Возможно вы искали совсем другое сочинение, тогда попробуйте поискать ещё раз сначала.
   



Вернуться к оглавлению