|
Разлад между желаниями и возможностью
их осуществления в пьесе «Вишневый сад»
Пьесы А. П. Чехова, построенные в основном на конкретном бытовом материале,
вместе с тем обладают некоторым обобщающим, символическим смыслом. Так,
смысл «Вишневого сада», казалось бы, в истории о том, как на смену старым
владельцам имения — дворянам — приходит ловкий и предприимчивый капиталист.
Но на самом деле значение самого вишневого сада намного глубже. Он выступает
в произведении символом красоты, чистоты, гармонии, тех культурных ценностей,
которые нужно сохранить и приумножить.
Герои пьесы в душе стремятся сохранить этот сад — сохранить мечту о прекрасном,
олицетворение своей родины. Сохранить для того, чтобы передать будущему
— тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и правнукам, о
которых мечтает Лопа-хин. Но на деле они все делают для того, чтобы этот
сад погубить. Они потеряли вишневый сад, а вместе с ним надежду на счастье
и гармонию. Именно в этом разладе между желаниями героев и их действиями
заключен главный конфликт произведения. Положение героев неустойчиво —
это ощущается на протяжении всего действия. Во всем видятся проявления
наступающего конца старой жизни. И большую роль здесь играют символы:
звук лопнувшей струны, удар топора по дереву. Все ждут неотвратимо надвигающейся
роковой развязки. Старые основы распадаются, а новые еще не зарождаются,
только смутно предчувствуются. Так, Лопахин говорит: «Иной раз, когда
не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля,
глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть
великанами...».
Жизнь ставит героев перед своеобразным испытанием, которое они, в силу
своей человеческой слабости, не могут выдержать. Люди словно отстают от
набирающего темп потока жизни. Они живут и чувствуют вполсилы, они безнадежно
опаздывают, не видят и не слышат один другого. Каждый из них наделен положительными
качествами, они не такие уж черствые и эгоистичные люди. И они хотели
бы достучаться друг до друга, но что-то им мешает. Энергичный и деловитый,
умный и предприимчивый Лопахин мог бы спасти имение. Если бы только Раневская
смогла увидеть его правоту, приняла бы его советы. Но Любовь Андреевна
не способна всерьез отнестись к ситуации, она просто не может оценить
дельный совет, она парит где-то в нереальном мире, в своих пустых мечтах.
И в итоге Лопахин, желая обогатиться, уничтожает красоту — вырубает сад.
К этой страсти к наживе примешивается и его стремление отомстить за недавнее
унижение. Став очень богатым человеком, Лопахин все еще не может забыть
своего мужицкого происхождения. Это обстоятельство только подчеркивает
противоречивое, трагическое положение героя. В нем словно живут два человека:
тонкая душа и хищный зверь. В Лопахине отражается столкновение объективного
смысла его действий с субъективными намерениями. Ему кажется, что его
поступки оправданы высокими и благородными стремлениями. Но даже в момент
торжества в нем чувствуется нота безнадежности; его мучает какая-то неудовлетворенность.
Он стремится жить иначе, его уже не удовлетворяет старая жизнь. Но как
жить по-другому, он, как и другие герои, не представляет.
Автор постоянно подчеркивает нечто, мешающее героям услышать и понять
друг друга — это чувство противоречия внутри каждого из них, постоянное
ощущение внутренней драмы. В это состояние погружены все герои, с грустью
оглядывающиеся назад или с тревогой и надеждой всматривающиеся вперед.
«Все, вздрагивая и со страхом озираясь, чего-то ждут.., — писал А. Р.
Кугель, — звука лопнувшей струны, грубого появления босяка, торгов, на
которых продадут вишневый сад. Конец идет, приближается, несмотря на вечера
с фокусами Шарлоты Ивановны, танцами под оркестр и декламацией...»
Положительные начала, устремленность в будущее автор воплотил в образе
Трофимова. Он прославляет труд и призывает трудиться: «Человечество идет
вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь,
когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать
всеми силами тем, кто ищет истину». В мыслях и поступках Пети Трофимова
есть внутренняя логика. Его речи звучат сильно и убежденно, однако этот
образ также во многом трагичен. Петя еще не видит конкретных путей к изменению
общественного устройства. Его призывы к светлому будущему лишь декларативны.
Странным образом сочетаются в нем его призывы к труду и его безделье на
протяжении шести месяцев в имении Раневской, его оптимизм и мрачное сознание
всеобщей испорченности. Так что его благородные порывы наталкиваются на
противоречие с реальной жизнью.
И перед лицом этой всеобщей, неотвратимо надвигающейся опасности победа
Лопахина, также как и поражение Раневской, становится условной, временной.
Господство и тех, и других недолговечно, так как они разрушители красоты.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|