|
Трагедия Раскольникова
В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание"
— хаpактеp геpоя
шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона
Раскольникова.
Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее
сестpy, безобиднyю,
пpостодyшнyю Лизаветy.
Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю
Раскольникова
отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим.
В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными
качествами: Родион был "замечательного хорош собою, с прекрасными
темными глазами, ростом выше
среднего, тонок и строен. " В его поступках, высказываниях, переживаниях
мы видим высокое чувство
человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие.
Раскольников
воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает
из огня детей, делится
последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны
Мармеладова, с которым
был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских
несчастий. В нем нет
дурных и низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин — преданнейший друг
Раскольникова, Соня
— несчастное создание, жертва гниющего общества, восхищаются им, даже
его преступление не
может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у следователя Порфирия
Петровича — очень
умного человека, догадавшегося раньше всех о его преступлении.
И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло
случиться?
Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий
за "униженных и
оскорбленных", совершил убийство "по теории", реализуя
абсурдную идею, рожденную социальной
несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние,
в котором он сам
находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную
теорию "крови по
совести", а теория вылилась в преступление.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать
по принципу
"все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной
любви к людям. Получается
чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует
Раскольников,
измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни",
сближает его с негодяем
Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные
два ха рактера считает,
что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено".
"Мы одного поля ягоды, " — говорит
Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это так, потому что
они оба, хотя по разным
мотивам, "перешагнули через кровь".
Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый
имеет, как я уже
сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный
человек, совершает ряд
добрых поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых,
но в то же время на
его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены,
Марфы Петровны.
Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать
его и "серостью",
скорее, это человек, в душе которого борется добро и зло. И то и другое
попеременно держат победу,
но, к сожалению, в результате берет свое зло — Аркадий Иванович кончает
жизнь самоубийством. С
Лужиным несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах
стремится унизить и
властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам. Такого человека
невозможно
противопоставлять Родиону Раскольникову.
Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна
была вывести его из
тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание
этого вызывает
страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность
от мира и
людей: он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется
природе, он, словно
ножницами, отрезал себя от всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на
каждом шагу,
мысли о том, что он не Наполеон, а "тварь дрожащая", "вошь",
сознание бессмысленности
совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова.
Родион
понимает несостоятельность своей теории "сильного человека",
она не выдержала проверки жизнью.
Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей.
И в этом тоже трагедия
Раскольникова.
Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все
стороны его
душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти
муки совести сильнее
наказания каторгой.
И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход
из мира зла и
страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.
Очень чутко, во многом пророчески Достоевский понял уже в девятнадцатом
веке роль идей
общественной жизни. С идеями — по Достоевскому — нельзя шутить. Они могут
быть благотворны,
но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для общества в
целом.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|