|
Сатирическое изображение действительности
в комедии «Ревизор»
В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй,
лучшей комедии — комедии "Ревизор". Немного раньше в письме
к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет,
"чисто русский анекдот", обещая, что сделает из него комедию,
которая получится "смешнее черта". Пушкин поделился с Гоголем
одним из своих сюжетов — анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом
в провинции за важную персону. В декабре 1835 г. комедия была закончена
и в следующем году поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге.
Она пользовалась необычайным успехом; ее с большим удовольствием посмотрел
сам Николай I и заметил, что в пьесе "всем досталось", а больше
всего ему.
Что же вызывало смех у зрителей? Прежде всего — персонажи комедии. Гоголь
показал невероятно смешные и в то же время чрезвычайно достоверные, узнаваемые
типы людей. Перед нами предстают не просто отдельные чиновники некоего
провинциального городка, а целые собирательные образы. Каждый из них по-своему
смешон и по-своему типичен.
Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — "уже постаревший
на службе и очень неглупый по-своему человек", прошедший всю служебную
лестницу и знающий все порядки, умеющий брать взятки и ловко давать их.
Судья Ляпкин-Тяпкин прочел "пять или шесть книг" и потому считается
чуть ли вольнодумцем и якобинцем. Попечитель богоугодных заведений Земляника,
несмотря на свою толщину и внешнюю неповоротливость, — большой "проныра
и плут"; он очень услужлив и суетлив, любит доносить на своих сослуживцев.
Почтмейстер Шпекин —"простодушный до наивности человек", обожающий
читать чужие письма и наиболее понравившиеся даже оставляет себе на память
и читает вслух своим знакомым. Главный персонаж комедии — Хлестаков —
молодой человек лет двадцати трех, несколько приглуповатый и "без
царя в голове". Как мы видим, все без исключения персонажи комедии
охарактеризованы автором весьма саркастично.
Гоголь широко использует прием "говорящих" имен. Чего стоят
только фамилии местных полицейских: Уховертов, Держиморда, Свистунов.
А судья Ляпкин-Тяпкин; а доктор Гибнер, явно его фамилия образована от
глагола "гибнуть".
Чрезвычайно смешон и сюжет комедии. Чиновники, напуганные известием о
приезде тайного ревизора, принимают мелкого чиновника Хлестакова за важную
шишку. Они заискивают перед ним, всячески ублажают его, дают ему деньги.
И это при том, что сам Хлестаков почти до конца действия так и не понимает,
за что же ему оказаны такие почести. Он ни своим внешним видом, ни поведением
нисколько не напоминает настоящего ревизора. Хлестаков, кажется, ведет
себя очень глупо,
постоянно проговаривается, выдает свое истинное положение: он на дружеской
ноге с “самим” начальником отделения его даже хотели сделать коллежским
асессором; он живет на четвертом этаже в доходном доме, где селились только
мелкие чиновники. После обеда опьяненный вином и всеобщим почтением Хлестаков
начинает уже хвастать без удержу: он близко знаком с самим Пушкиным; сам
пишет; его перу принадлежат известные произведения; его боится государственный
совет и скоро произведут в фельдмаршалы... Любой человек сразу бы мог
"раскусить" Хлестакова; но чиновники настолько испуганы, что
принимают его откровенную ложь за чистую монету и ничего не подозревают
до самого конца — до чтения хлестаковского письма. Почему так происходит?
Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой определенные "грешки".
Персонажи комедии представляют собой "корпорацию разных служебных
воров и грабителей", как написал В. Г.
Белинский в одном из писем к Гоголю. Городничий, например, беззастенчиво
ворует казенные деньги и грабит население.
Он обложил местных купцов своеобразной данью; получает от них подношения
и следит лишь за тем, чтобы каждый получал в соответствии с чином. "Смотри!
не по чину берешь!" — распекает он квартального, который вместо положенных
"по чину" двух аршин сукна взял у купца намного больше.
Судья Ляпкин-Тяпкин открыто признает, что берет взятки, но борзыми щенками,
и это как бы за взятки не считается. И сам Городничий стремится при встрече
с "ревизором" Хлестаковым первым делом дать ему взятку и радуется,
когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе.
Но Гоголь не случайно выбирает для действия комедии этот ничем не примечательный
уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что подобные нравы распространены
по всему
государству и в этом городе, как в капле воды, отразилась вся Россия.
Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом
и великом городе Российской империи; и поэтому смех Гоголя — это горький
смех: ему было больно и стыдно видеть все это.
В "Ревизоре" Гоголь выступает как драматург-новатор. Он первым
так достоверно показал на сцене российскую действительность. Это реалистическая
комедия, хотя содержит в себе элементы типичной "комедии нравов"
и "комедии положений". Но для писателя было важным не рассмешить
зрителя, а высмеять определенные пороки общества. Не случайно писатель
взял в качестве эпиграфа к пьесе пословицу "На зеркало неча пенять,
коли рожа крива". И драматургический конфликт в комедии не любовный,
как было обычно, а социальный. Гоголь нарушает традиции "классической"
комедии и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие
в творчестве
Островского и Чехова.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|