|
Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Повесть была излюбленным жанром Н. В. Гоголя. Он создал три цикла повестей,
и каждый из них стал принципиально важным явлением в истории русской литературы.
«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и так называемые петербургские
повести знакомы и любимы не одним поколением читателей.
Гоголевский Петербург — это город, поражающий социальными контрастами.
Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой и является
Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».
Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением канцелярского
анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий осуществившем свою
давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем его на первой же
охоте. Но в Гоголе эта история вызвала не смех, а совершенно иную реакцию.
«Шинель» занимает особое место в цикле петербургских повестей. Популярный
в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен автором
в произведение искусства, которое Герцен назвал «колоссальным». У Гоголя
Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым,
как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие
похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться». Автор,
конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда он описывает духовную
ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким,
бессловесным существом, безропотно сносившим «канцелярские насмешки» своих
сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика
бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.
Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один момент не покидает
горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести как трагическая
жертва жестоких условий современной действительности. Автор создает сатирически
обобщенный тип человека — представителя бюрократической власти России.
Так, как начальство ведет себя с Башмачкиным, ведут себя все «значительные
лица». Смирение и покорность несчастного Башмачкина в контрасте с грубостью
«значительных лиц» вызывали в читателе
не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливых
порядков жизни, при которых возможно подобное унижение.
В петербургских повестях с огромной силой раскрывалась обличительная направленность
творчества Гоголя. Человек и античеловеческие условия его общественного
бытия—вот главный конфликт, который лежит в основе всего цикла. И каждая
из повестей представляла собой новое явление в русской литературе.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает
фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся
Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания».
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие,
произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного
социального устройства.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|