|
Диалог Чацкого с Репетиловым
(Анализ 5-го явления из четвертого действия комедии А С.Грибоедова "Горе
от ума".)
"Горе от ума" — одно из самых злободневных произведений русской
драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни.
Проблемы, поставленные в "Горе от ума", продолжали волновать
русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя.
Комедия "Горе от ума" — плод патриотических раздумий Грибоедова
о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой
высокой точки зрения и освещены в произведении важнейшие политические,
моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе
с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции,
о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной
культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, о деятельности тайных
политических обществ, проблемы долга, чести и достоинства человека. Как
подлинно великий художник, Грибоедов отразил в "Горе от ума"
существенные стороны действительности своего времени, целой большой эпохи
всемирно-исторического масштаба и значения.
Срывая всякие маски, с огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный
облик дворянско-крепостнического общества. Колорит времени, который все
же отличался от последующего, николаевского, показан в сценах с Репетиловым
и имеет очень большое значение для понимания идейного замысла комедии
и уяснения политической обстановки, сложившейся в период формирования
идей декабристов.
Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в качестве гостя на
балу у Фамусова. Грибоедов в "Горе от ума" дает говорящие фамилии
многим персонажам, и Репетилов не является исключением, так как в переводе
с французского его фамилия означает "повторять". Тем самым автор
подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие
идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной
фигурой четвертого действия, задавая тон в значительнй части явлений.
Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого,
и из разговоров гостей с Репетиловым до Чацкого доходит сплетня о сумашествии.
Ни один из героев "Горе от ума" не высказывается так полно,
как Репетилов.
Едва появившись на сцене, Репетилов тотчас же громогласно представляется
участником "секретнейшего союза", перечисляя темы, которые служат
в этом "союзе" материалом для споров. Это действительно темы
важные, за каждой из них – программные положения декабристов: о камере,
то есть о парламенте, о палатах народных представителей, которые являются
первейшими признаками конституционного правления; о присяжных – о приводившихся
к присяге лицах, заседавших в суде, то есть о демократической форме судебных
заседаний; о государственном деле – из контекста явствует, что речь идет
о революционном перевороте. Значит, Репетилов и его приятели представляют
в комедии декабристов? Однако Грибоедовым Репетилов показан шутом и пустым
прощелыгой. Разве мог автор, глубоко убежденный в правильности идей декабристов,
изобразить людей, искренне желавших духовного возрождения России, плутами
и пустомелями? Конечно же, нет. Иначе это была бы злая ирония на декабритов,
да и на самого Грибоедова! Но !
тогда для чего же введен в комедию этоп персонаж?
На самом деле образ Репетилова в сопоставлении с образом Чачкого свидетельствует
о глубоком понимании писателем того различия, которое существовало между
действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его
времени и тем либерализмом и политическим приспособленчеством, ярким выражением
которого является Репетилов. В эпоху Адександра I многие сочувствовали
либеральному движению не в силу своих идейных убеждений и благородных
стремлений, а потому, что в дворянском обществе царила мода на либерализм.
Используя это, многие "либералы" делали неплохую служебную карьеру.
Как известно, Александр I не решался начать явное преследование декабристских
организаций и считал вполне "в духе времени" разные кружки,
заводившиеся в обстановке клубов. В этих много и туманно рассуждали на
"либеральные" темы, подобно тому, как это изобразил в своем
рассказе Репетилов.
Вместе с Репетиловым в комедию врывается тьма людей, – так колоритно описаны
Репетиловым его знакомые: от князя Григория до барона фон Клоца. Свой
рассказ о членах "секретнейшего общества" Репетилов начинает
с князя Григория. Князь был одним из тех оригиналов-англофилов, которые
заметно выделялись в обществе в эпоху всеобщей приверженности к французским
модам: "… век с англичанами, вся английская складка, и так же он
сквозь зубы говорит, и так же коротко обстрижен для порядка…"
"Другой – Варкуев Евдоким.", — говорит далее Репетилов. Личнсть
этого персонажа характеризукт его любимая ария: "А! Нон лашьяр ми,
но, но, но" Эта ария из оперы Галуппи, которая не пользовалась широким
успехом у серьезных ценителей музыки уже в середине XVIII века. А к 1820-ым
годам она тем более устарела. И упоминание этойарии как любимой вносит
комический оттенок в образ "либерального" героя, "прогрессиста"
каким его представляет Чацкому в своем рассказе Репетилов.
В своем монологе Репетилов упоминает о двух братьях, тоже являющихся членами
"секретнейшего союза": "Левон и Боринька, чуднейшие ребята!
О них не знаешь, что сказать", — он не может сказать большего потому,
что таких людей, обывателей, которые неприметны в обществе, много. Но
для самодержавия, для крепостного строя эти люди на вес золота. Они никогда
не скажут нового слова, никогда не сделают поступка, заставившего бы усомниться
в нравственных ценностях общества. Удушьев занимает в речи Репетилова
центральное место. Рассказчик рекомендует его как "гения". Удушьев
пишет какие-то "сочинения" и печатает их в журнале. Но его статьи,
пожалуй, кроме лжи и легкомыслия, ничего не содержат. Комическое впечатление
о нем составляет неловко употребленная Репетиловым пословица: "Мы
его на черный день пасем", — тем самым он предрекает приятелю роль
жертвы. Каламбурное использование пословиц вообще нередкий прием "Горе
от ума". В образе Ипполита Маркелыча собраны основные качества членов
!
"секретнейшего союза". Он и "ночной разбойник", и
"крепко на руку не чист".
Таким образом, все чнены этого "союза", обсуждающие, пусть и
невсерьез, проблемы переустройства общества, полагают, что "умный
человек не может быть не плутом". Конечно же, эти убеждения резко
отличались от убеждений декабристов. Декабристы свои таланты оддали на
благо родине, а не растратили их в погоне за наградами, за чинами, за
личным благополучием.
В рассказе о членах клуба, своих приятелях, Репетилов не забыл упомянуть
и о себе. Как обычно для поэтики "Горя от ума", в речи Репетилова
сатирически оттеняется яркое противоречие между тем, что рассказно, и
тем, как рассказано. Если первое – колоритная картина жизни, то второе
– материал для характеристики персонажа. Репетилов рассказывает о своей
службе:
По штатской я служил тогда,
Барон фон Клоц в министры метил,
А я –
К нему в зятья.
Внесценический персонаж барон фон Клоц – типичная фигура высшей российской
бюрократии, вербовавшейся зачастую из иностранцевв. Они были чужды стране,
иногда даже не понимали ее языка, своеобразия Русской культуры. Грибоедов
в своем произведении дает характеристику большинству иностранцев, состоявших
на службе у императора. "Клощ" в переводе с немецкого означает
"дубина, чурбан". И такие люди становились министрами, проводили
свою жизнь в праздности, жили за счет русского народа! Это было особенно
больно видеть декабристам и Грибоедову.
Репетилов также хотел стать министром, продвигаться по службе с помощью
своего тестя, но прогорел: "приданого взял – шиш, по службе — ничего".
В разговоре промелькнула характерная черта того времени. Он признается,
что много денег проиграл в карты, скорее всего, специально, своей будущей
родне. А дворяне проигрывали не только деньги, но и крепостные семьи,
людей. Репетилов говорит о построенном им доме на Фонтанке. В 1820-ые
годы Фонтанка действительно застраивалась домами знатных богатых дворян.
Однако повествование в полной мере обнажает природу его либерализма: он
буквально поставил на карту все, что имел, чтобы вылезти в чины, и не
преуспел в этом. Именно поэтому он и не доволен, не прочь покритиковать
государственную власть. Репетилов замечает, что секретати барона фон Клоца
"все хамы, все продыжны". Тем самым он намекает на взяточничество
и казнокрадство, которые царили в то время. Это приносило огромный ущерб
всей государственной системе.
В образе Репетилова пародийно отражены судьба и характер Чацкого, вплоть
до отдельных деталей. И появление, и исчезновение Репетилова со сцены
пародийно соответствуют тому, как врывается на сцену и покидает ее Чацкий.
Таким образом, автор вводио в "Горе от ума" трагикомическое
противостояние героя – идеолога и его шутливой копии. Репетиловщина, бывшая
вполне в духе времении, являясь, по существу, лишь посрамлением идей в
устах никчемного крикуна, каков был сам Репетилов, все же представляет
"свободу слова". В таком виде она была вполне терпима правительством
и даже служила лицемерной вывеской, прикрывавшей духовную пустоту и палочный
режим. В комедии с достаточной яркостью и силой показано то глубокое отвращение,
какое вызывала эта клубная болтовня у мыслящего вольнодумца Чацкого. Репетиловщина
– это показной либерализм, пустое фразерство, столь ярко выраженное в
знаменитых словах Репетилова: "Шумим, братец, шумим…", — на
что Чацкий отвечает: "Шумите, да и только?" В пьесе Грибоедов
заглянул далеко за горизонты своей эпохи. Руссая реалистическая литература
всегда обращалась к коренным вопросам жизни. И первой в этом ряду классических
произведений стоит комедия "Горе от ума". В ней ярко воплощены
существенные стороны действительности, основные ее противоречия и когфликты,
раскрыт образ положительного!
героя, новатора своего времени, показана личная жизнь человека в ее связях
с общественно-политической действительностью.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|