|
Особенности творчества Карамзина
В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева,
начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло
роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были
“Письма русского путешественника” молодого писателя Николая Михайловича
Карамзина.
Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же
эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же
события современности. Оба были писателями-новаторами. Оба стремились
свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить
реальную русскую жизнь. Однако по своему мировоззрению они резко отличались
друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности,
поэтому столь различно и все их творчество.
Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов,
недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание,
лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем “Типографической компании”
Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании
первого в нашей стране детского журнала “Детское чтение для сердца и разума”.
В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка
и послужила ему материалом для “Писем русского путешественника”. В русской
литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала
о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает
свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и
литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.
Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в “Письмах
русского путешественника” настроения “чувствительного путешественника”.
Особую чуткость сердца, “чувствительность” (сентиментальность) Карамзин
считал основным качеством, необходимым для писателя. В заключительных
словах “Писем...” он как бы намечал программу своей последующей литературной
деятельности.
Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую
он ощущал как предвестие “всемирного мятежа”, в конечном счете уводила
его от русской действительности в мир воображения.
Вернувшись на Родину, Карамзин приступил к изучению “Московского журнала”.
Помимо “Писем русского путешественника” в нем были опубликованы его повести
из русской жизни — “Бедная Ли за” (1792), “Наталья, боярская дочь” и очерк
“Флор Силин”. В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные
черты сентиментального Карамзина и его школы.
Очень важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного
языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык
для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов,
создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как “будущность”,
“промышленность”, “общественность”, “влюбленность”.
В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная
молодежь — Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил
от художественной литературы.
В 1803 году, по его собственным словам, Карамзин “постригается в историки”.
Последние двадцать с лишним лет своей жизни он посвятил грандиозному труду
— созданию “Истории Государства Российского”. Смерть застала его за работой
над двенадцатым томом “Истории...”, рассказывающим об эпохе “смутного
времени”. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|