|
"О любви к отечеству"
Карамзина
В первом сочинении Карамзин, прежде чем говорить о счастливейшем времени
жизни, задается вопросом: да есть ли полное счастье на земле? И опровергает
сначала мнение Цицерона, хвалившего старость, и Жан Жака Руссо, считавшего
младенчество счастливейшим временем жизни, а потом мнения Лейбница и Попа,
доказывавших, что все в мире прекрасно и ведет к лучшему.
Карамзин не соглашается с ними и думает, что здешний мир есть "училище
терпения", полного счастья на земле нет, а есть счастье только от
носительное, в сравнении с несчастьем. "Одно лучше другого — вот
благо; одному лучше, нежели другому — вот счастье", — говорит он.
Указав, что полного счастья на земле нет, Карамзин переходит к самой теме
своего рассуждения и спрашивает: "Какую же эпоху жизни можно назвать
счастливейшею по сравнению?" И на этот вопрос сначала отвечает отрицательно
(не юность), а потом положительно (мужество).
Для подтверждения высказанной мысли он приводит следующие доказательства:
люди в возрасте возмужалости большей частью наслаждаются самыми прочными
и надежными радостями — семейными; они научаются ценить свое здоровье,
на которое мало обращали внимание в юности; в возрасте возмужалости умственная
деятельность человека бывает серьезнее и основательнее.
Доказав таким образом главную мысль, что более счастливое время жизни
человека есть пора возмужалости и что полного счастья на земле не существует,
Карамзин с чувством горечи и сожаления еще раз обращается к юности, которая
не дала ему счастья, и высказывает желание продлить жизнь в возрасте возмужалости,
который может по крайней мере доставить счастье относительное.
Рассуждение "О любви к отечеству" начинается делением тематического
понятия "любовь к отечеству" на три вида: на любовь физическую,
нравственную и политическую. Сообразно с этим все изложение делится на
три части.
В начале первой части дается определение физической любви: это любовь
человека к месту своего рождения и воспитания. Далее писатель указывает
духовную причину любви физической к отечеству: человек любит воспоминания
о начале своей жизни, поэтому любит вспоминать и то место, где он родился
и провел свое детство. Потом автор указывает физическую причину любви
к родине: самое расположение нервов человека приспособлено к климату его
родины, и в доказательство этого положения он ссылается на авторитет докторов,
подтверждает его примером и разъясняет сравнением.
В начале второй части указывается причина любви нравственной к отечеству:
наша привычка к тем людям, с которыми мы живем. Затем дается определение
этой любви: любовь нравственная к отечеству есть любовь наша к тем людям,
с которыми мы росли, воспитывались и живем. Дальше писатель поясняет свою
мысль примером земляков, радостно встречающихся на чужбине, и свидетельством
голландца, уехавшего из своего отечества в Швейцарию.
В третьей части говорится о политической любви человека к отечеству —
патриотизме; патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание
способствовать им во всех отношениях.
Любовь физическая и нравственная присуща всем людЯдМ, потому что она есть
дело природы. Что же касается любви политической, то она не является в
человеке сама собой, а развивается в нем путем рассуждения, а потому ее
не все люди имеют, так как не все настолько образованны и развиты, чтобы
дойти до понимания, почему необходимо быть патриотом. Далее указываются
причины, почему мы должны содействовать благу своего отечества.
В рассуждении "О любви к отечеству" Карамзин разъясняет, как
должно понимать любовь к отечеству; в рассуждении же "О счастливом
времени жизни" он доказывает мысль, что нет на земле полного счастья
и что более счастливое время жизни есть возраст возмужалости.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|