|
Мцири как романтическая поэма
Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри"
— плод деятельной и напряженной творческой работы.
Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего
на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем"
— старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год, действие происходит
в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь,
которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению
ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный
характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования
к созданию поэмы "Мцыри" (1840 год), повторяющей многие стихи
из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед "Мцыри"
была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему
кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший
о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца
и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже
от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма
призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме "Мцыри"
Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в "Исповеди"
и поэме "Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью исключил
любовный мотив, игравший столь значительную роль в "Исповеди"
(любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой
встрече Мцыри с грузинкой у горного потока.
Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от
личного счастья во имя идеала свободы.
Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве
поэтов- декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но "пламенную
страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится
для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими —
стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником.
Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы",
обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега — это
для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти
дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего
похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам,
хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну,
он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной
симпатией воспевает воинственные мечты юноши.
Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках.
О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не
случайно ему снятся сражения, в которых он .побеждает, недаром мечты влекут
его в "чудный мир тревог и битв". Он убежден, что мог бы быть
"в краю отцов не из последних удальцов". Хотя судьба не дала
Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин.
Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет.
Юноша, гордясь этим, говорит; "Ты помнишь, в детские года слезы не
знал я никогда". Волю слезам он дает лишь во время побега, потому
что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю
Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что
устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с
грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве
с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь
— это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует
о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого
патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он
и теперь бы "рай и вечность променял" за несколько минут жизни
среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если
ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом:
обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с
судьбой". Побежденный, он духовно не
сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность,
цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных
современников из дворянского общества. Кавказский пейзаж введен в поэму
главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение,
Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает
себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит.
Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда
озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный
герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор
потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его
обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерстя барса,
он видит зубцы далеких гор и бледную полосу "меж темным небом и землей",
ему чудится, что его "прилежный взор" мог бы следить через прозрачную
синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и
стих поэмы). Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма,
Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою
"душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических
поэм.
Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался
и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие
черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если
прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши" остается
совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые
сформировали их характеры,, то строки о несчастливом детстве и отечестве
Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя.
Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением
глубже раскрыть — "рассказать душу".
Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны
для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман.
Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой
исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически
скупой речью вступления ("Однажды русский генерал..."). Романтическая
поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве
Лермонтова.
Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина
и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной
культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой,
"лермонтовский элемент". Сжато поясняя, что надо вкладывать
в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого
наследия поэта отмечал "самобытную живую мысль" в его стихах.
Белинский повторял: "Все дышит самобытною и творческою мыслью".
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|