|
Смысл названия произведения "Очарованный
странник"
Название произведения «Очарованный странник» на первый взгляд кажется
загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально,
чувствуется в нем какая-то тайна, тоска и одиночество, слышится в его
звуках тихая, плачущая, отдаленная музыка, похожая на песню цыганки Груши.
Странник — это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни,
стремящийся к чему-то и не находящий покоя. А что же такое «очарованный
странник»? Может, это странник, на которого снизошло очарование, который
остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и
что его ожидает, каково его предназначение в этой полной противоречий
жизни?
Услышав название произведения, мы видим русского богатыря из сказок, который
стоит в раздумье на этом самом перепутье, уронив голову на грудь и решая
самую сложную проблему — проблему выбора. Но не всегда мы видим богатыря
из сказок и былин, иногда Очарованный странник — это странствующий монах
с картины, наставляющий на путь истинный будущего Сергия Радонежского.
Очарованному страннику не суждено быть знаменитым и известным, в силу
своей очарованности он далек от этого и чужд для всего мирского и суетного,
но благодаря таким странникам может прославиться Русская земля, народ,
человек. Очарованному страннику никогда не найти своего призвания, потому
что его призвание — указать на предназначение других людей, а самому продолжать
скитаться из одной стороны в другую.
Очарованный странник в произведении — это простой русский человек, не
из благородных. Но Иван Флягин обладает силой и способностью видеть красоту
и воспринимать ее не так, как остальные люди: он видит ее, кажется, не
глазами, а сердцем, пропускает через себя. Его душа была так широка, что
могла обнять, прочувствовать весь мир, окружающий его, и он смог поведать
о событиях своей многотрудной жизни. Он и в страданиях умел найти красоту,
а в тоске — неповторимость. Пример тому — степь. Он страдал, скучал по
Родине. Какие могли быть у него чувства, кроме боли, горя, тоски? Но в
его памяти сохранилось не только это, но и воспоминание о чужой природе.
Она была ему чужда, но и в ней он смог найти неповторимость и красоту.
Любовь в страннике рождается от первого впечатления, с первого взгляда.
Он был бесхитростен, его порывы были нелицемерны, чисты, ярки. Его любовь
была искренней и самоотверженной. Он имел дар любить, понимать, сострадать.
Он готов взять на себя грех ради спасения человеческой души. Иван находил
красоту в животном, понимал и любил лошадь. Ради красоты он совершал такие
поступки, какие может совершать человек с гордой, широкой душой, любящий
азарт, волнение, страсть, безрассудство. Он согласился на бой с татарином
ради лошади. Позже — он без раздумья отдаст все деньги за цыганку. Но
отдаст не только деньги, но и душу за нее. Он это сделал ради любви к
ней, из сострадания. Этот простой человек любил красоту так, как не каждый
сможет любить.
Очарованным странником движет судьба, провидение, в которое он неколебимо
верит. Этот» странник околдован какой-то неведомой силой, он попал в магический
круг, из которого нет выхода. Ему всегда чего-то не хватает, он молится
«так, что даже снег инда под коленями протает и, где слезы падали — утром
травку увидишь». Исчезнет ли он когда-нибудь? Скорее всего — нет, ведь
он сам «всей своей обширной протекшей жизненности даже обнять не может».
Не суждено ему исчезнуть, сгинуть, всю жизнь свою он погибает и никак
не может погибнуть. Русской земле нужны такие люди, поэтому его неузнанный
дух будет витать повсюду и после его смерти.
Один ли Очарованный странник был на Руси? Сколько их, этих странников?
Это и три богатыря из русских былин, и странствующий монах, и сам Сергий
Радонежский, и М. Лермонтов, и А. Пушкин, и многие-многие другие замечательные
русские люди. Все они так или иначе странствующие, очарованные души, воплотившие
себя в литературе, служении Богу, защите родины, но так и не нашедшие
покоя. Очарованный странник — воплощение русского характера. Причины его
вечной неуспокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы
свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам». |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|