|
А. Н. Майков
|
Майков (Аполлон Николаевич) — один из главных
поэтов послепушкинского периода, сын Николая Аполлоновича М., род. 23 мая
1821 г., первоначальным своим развитием обязан В. А. Солоницину и И. А.
Гончарову, преподававшему ему русскую литературу. Стихи стал писать с 15-ти
лет. Поступив в 1837 г. в спб. унив. по юридич. факультету, М. мечтал о
карьере живописца, но лестные отзывы Плетнева и Никитенко о его первых поэтических
опытах, в связи с слабостью зрения, побудили его посвятить себя литературе.
В 1842 г. М. предпринял заграничное путешествие, около года жил в Италии,
затем в Париже, где вместе с своим братом, Валерианом Николаевичем, слушал
лекции в Сорбонне и College de France; на обратном пути близко сошелся с
Ганкою в Праге. Результатом этой поездки явились с одной стороны «Очерки
Рима» (СПб., 1847), а с другой кандидатская диссертация о древнеславянском
праве. Служил М. сначала в министерстве финансов, затем был библиотекарем
Румянцевского музея до перенесения его в Москву, в настоящее время состоит
председателем комитета иностр. цензуры. Поэзия М. отличается ровным, созерцательным
настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм, но не
красок, и сравнительно слабым лиризмом. Последнее обстоятельство, кроме
природных свойств дарования, объясняется отчасти и тем, что поэт слишком
тщательно работает над отделкою подробностей, иногда в ущерб первоначальному
вдохновению. Стих М. в лучших его произведениях силен и выразителен, но
вообще не отличается звучностью. По главному своему содержанию, поэзия М.
определяется, с одной стороны, древнеэллинским эстетическим миросозерцанием,
с явно преобладающим эпикурейским характером, с другой — преданиями русско-византийской
политики. Темы того и другого рода, хотя внутренне ничем не связанные между
собою, одинаково дороги поэту. Как на второстепенный мотив, заметный более
в первую половину литературной деятельности М., можно указать на мирные
впечатления рус. сельской природы, которым поэт имел особенные удобства
отдаваться, вследствие своей страсти к рыболовству. М. сразу приобрел себе
литературное имя стихотворениями «в антологическом роде», из которых по
ясности и законченности образов выдаются: «Сон», «Воспоминание», «Эхо и
молчание», «Дитя мое, уж нет благословенных дней», «Поэзия»; выше всяких
похвал в своем роде «Барельеф».<...> |