|
Проблема народного счастья в поэме
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
«Я лиру посвятил народу своему», — писал Некрасов в стихотворении «Элегия».
Народная тема волновала писателя как никакая другая, поэтому он посвятил
ей поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо». Композиция поэмы строится
по законам классического народного эпоса: она состоит из отдельных, относительно
автономных частей и глав: часть 1 — «Пролог», часть 2 — «Последыш», часть
3 — «Крестьянка» и т. д. Внешне эти части связаны с темой дороги: семь
мужиков странствуют по России, пытаясь найти ответ на вечный вопрос: «Кому
живется весело, вольготно на Руси?»
И уже в первой строфе «Пролога» ставится основная проблема поэмы — проблема
народного счастья. Семеро крестьян из Заплатова, Неелова, Дырявина, Знобишина
и других деревень (названия которых говорят сами за себя) затеяли спор
о том, возможно ли счастье для простого крестьянского люда? Они высказывают
свои предположения и приходят к выводу, что счастливыми на Руси могут
быть помещик, чиновник, поп, министр государев и царь. Но никто из странников
не представляет в качестве возможного счастливчика ни крестьянина, ни
солдата, ни ремесленника. И не случайно некрасовские странники не упоминают
о счастье «освобожденного крестьянина». Вспомним, как сам Некрасов отзывался
о реформе 1861 г.: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
Крестьяне упорно хотят найти «счастливца» на Руси и ищут правду о независимом
счастье, завидуя свободно летающему птенчику: «А все ж ты, пташка милая,
сильнее мужика». Несмотря на то что у них полно забот и бед, они не жалуются
на свою судьбу и непритязательны в своих желаниях: им бы только «хлебушка,
да огурчиков, да по жбанчику холодного квасу».
Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас с другими яркими
представителями простого народа. Одним из них является Яким Нагой, для
которого счастье состоит в том, чтобы трудиться, сливаясь с матушкой-землей,
и получать достойный урожай. На примере того, как Яким спасает во время
пожара дорогие картиночки, а его жена — иконы, мы видим, насколько духовные
ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние,
о котором Яким совсем позабыл. Другой мужик, который знает цену и счастью,
и несчастью, — бывший мельник Ермил Гирин.
В главе «Счастливые» странники ходят в праздничной толпе народа и ищут
счастливых, обещая одарить водкой. К ним подходит самый разный люд: и
дьячок, для которого счастье — в вере, в «благодуше-стве»; и старуха,
счастливая от того, что у нее уродился урожай репы; и солдат, выживший
после опасных сражений, голода и ранений. Подходят к странникам и каменотес,
и дворовый человек, и убогие, и нищие, которые по-своему трактуют счастье
и в большинстве случаев лукавят, чтобы получить водки. О счастье ъ поэме
говорят не только люди из низших сословий, но и те, кто жил богато, но
по каким-то причинам разорился и познал нужду и беды: помещики, чиновники
и другие.
Но, пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, — это
голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться
только честным и праведным трудом, борьбой. Сам Гриша — сын дьячка и батрачки,
он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил
благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила
его сердце и определила его путь.
Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников и остальной
народ жить no-совести, честно работать и бороться за свое счастье во что
бы то ни стало.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|