|
Почему Добролюбов назвал Катерину
"сильным русским характером"?
В драме Островского показан сложный, трагический процесс раскрепощения
оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлёты сменяются падениями,
здесь сказывается и живучесть морали "тёмного царства", и шаткость
этой морали.
Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив
народной песни -мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со
полуночи... ") : "Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель
мой? "; "Зачем ты моей погибели хочешь?
"; "Ты меня загубил! " Каким же сильным должно быть её
чувство, если она во имя него идёт на верную гибель! "Не жалей, губи
меня! " -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может
не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.
А каковы первые слова Катерины? Вслушаемся в них внимательно: "Для
меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя
любит". В отличие от жены, Тихон произносит свои оправдания жалобно,
даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь
к матери на "вы". Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая
на упрёки.
Но с каким достоинством, как просто и искренне говорит она! Характерно
и это обращение на "ты" (как к равной) , и стремление к ясным,
доброжелательным человеческим отношениям. В первом явлении, вслушиваясь
в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную
жертву, человека со сломанной волей и растоптанной душой. "Маменька
её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет
да тает как воск", -говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами.
Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым,
вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом,
не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться,
но "громко, во весь голос" зовёт любимого: "Радость моя,
жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись! " Нет, она не чувствует
себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что всё потеряла,
что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне теперь жить,
ну для чего? "Борис говорит о себе: "Что обо мне-то толковать!
Я вольная птица". В сцене свидания Катерина ему завидует: "Ты
вольный казак". Но, по сути дела, кто из них двоих более свободен?
Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: "Нельзя мне, Катя.
Не по своей воле еду: дядя посылает... Не застали бы здесь! ". Борис
скован страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу
над силами "тёмного царства".
"Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо! " Характерно здесь
слово "нехорошо": жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины,
безнравственно. "А поймают меня, да воротят домой насильно... "Как
страшно звучит здесь это слово -поймают, словно не о человеке идёт речь!
При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает:
"Ах, скорей, скорей! "
Жажда освобождения торжествует и над тёмными религиозными представлениями.
Катерина проникается убеждением в своём праве на свободу чувства, на свободу
выбора между жизнью и смертью. "Всё равно, что смерть придёт, что
сама... а жить нельзя! "-размышляет она о самоубийстве, которое,
с точки зрения церкви, является смертным грехом. И далее она подвергает
сомнению это представление: "Грех! Молиться не будут? Кто любит,
тот будет молиться... "Мысль о любви сильнее, нежели страх перед
религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к богу
и выражают не раскаяние в совершённых грехах, -они обращены к любимому:
"Друг мой! Радость моя! Прощай! " Так свободное от предрассудков,
живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут
"тёмного царства" на волю.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|