|
Преступление и наказание Катерины
Кабановой и Катерины Измайловой
Но многих, захлебнувшихся любовью,
Не докричишься, сколько ни зови.
Им счет ведут молва и пустословье.
Но этот счет замешен на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви.
В. С. Высоцкий
“Гроза” А. Н. Островского. “Леди Макбет Мценского уезда” Н. С. Лескова.
Два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы
примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини
— обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой
с автором “Грозы”. Да, по-разному показывают эти писатели судьбы своих
героинь, по-разному изображают и силу их характеров. Попробуем сопоставить
героинь этих произведений.
Катерина Петровна Кабанова. Молодая невестка в семье Кабановых стала изгоем,
камнем преткновения для свекрови. Марфа Игнатьевна Кабанова видит в невестке
лишь женщину, которая украла у нее сына, которая имеет большее влияние
на него. Островский изображает конфликт в купеческой семье, деспотическое
отношение свекрови к невестке, выдвигая на первый план произведения вечную
проблему отцов и детей, взаимодействие поколений. Вполне естественно,
что молодая женщина ищет любви и понимания вне семьи, где она не может
проявить искренних чувств, где она бесправна и безгласна, где попрано
ее человеческое достоинство. И она, как ей кажется, находит эту любовь
и понимание в Борисе, который на поверку оказывается таким же, как и ее
безмолвный муж Тихон, только “образованный”. Во время отлучки Тихона она
тайно встречается с Борисом. Но она не может лгать мужу, глядя ему в глаза.
Ее прямая, честная натура не выдерживает лжи и греха, и она при всех во
всем сознается мужу. Под грузом укоров свекрови и собственной души она
не может жить дальше, не может смириться с положением, которое ее ждет
в доме свекрови. Катерина бросается в Волгу. Теперь она свободна. Но как
грустно такое освобождение. К сожалению, для такой героини, какой была
Катерина Кабанова, другого выхода из создавшейся ситуации не было. Нам
отрадно видеть освобождение Катерины — хоть через смерть, если нельзя
иначе.
Главной героиней очерка Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” тоже является
молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Ее муж, кстати, намного старше
ее, постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в большом богатом
доме. И вот появляется Сергей, молодой красивый приказчик. Катерина увлечена,
ее увлечение быстро переходит в страсть. Она на все готова ради своей
грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается кровавая,
страшная череда убийств ради любви: сначала Катерина Львовна убивает свекра,
узнавшего про ее роман с Сергеем; затем, уже вместе с Сергеем, своего
мужа, а потом малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить ее
права на наследство. На третьем злодейском убийстве Сергей и Катерина
пойманы. Публичная порка плетьми — и Катерина Львовна с Сергеем сосланы
в Сибирь. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине Львовне, как только
та перестает быть богатой и влиятельной купчихой. Он увлечен другой женщиной,
ухаживает за ней на глазах у Катерины Львовны и смеется над ее любовью.
Финальный аккорд так же страшен, как и все повествование, — Катерина убивает
свою соперницу, Сонетку, и умирает сама, бросившись в холодные волны реки.
Так заканчивает Лесков это произведение, напоминающее по накалу страстей
шекспировские трагедии.
Нужно отметить, что у главных героинь этих произведений, Катерины Петровны
и Катерины Львовны, много общего. Так, обе они из купеческой среды, из
купеческих семей, замуж вышли без любви, у обеих нет детей. (Правда, Катерина
Львовна рожает ребенка в тюремной больнице, но тут же от него отказывается:
“Не надо его мне совсем”.) В доме царит скука, от которой “весело даже
удавиться”. Вполне естественно, что решительные, свободолюбивые женщины
стремятся к любви как к освобождению из-под домашнего гнета. Они находят
ее. Но после этого каждая героиня ведет себя по-своему, сообразно той
морали, тем духовным и психологическим установкам, которые в них заложены.
Именно в этом и проявляются главные их отличия.
Катерину Петровну любовь и стремление к счастью возвышают, она становится
над своей средой, возвышается над “темным царством”. Любовь, однажды познанное
счастье, делают невыносимым дальнейшее пребывание во власти прежних ценностей.
Она набожна, ей не свойственны жестокость и деспотизм. Для нее, незлобивой,
благородной, с живой душой и трепетным сердцем, остается одно — броситься
в Волгу.
Катерина Львовна же — плоть от плоти “темного царства”. Любовь к Сергею
пробуждает в ней отнюдь не возвышенные чувства, а низменные инстинкты,
порочные страсти. Катерина Измайлова — волевая, сильная, решительная женщина,
но ей чужды мечтательность, романтичность, богобоязненность Катерины Кабановой.
Она готова продать душу дьяволу, совершить цепь страшных преступлений,
лишь бы ее возлюбленный был с ней. Она согласна перенести все испытания
судьбы (и наказание плетьми, и каторгу) ради своей любви, своей темной
страсти. Единственное, что не может вынести она, — это унижение, попрание
ее человеческого достоинства, издевательства возлюбленного, его измены.
И месть ее страшна: смерть в водовороте без единого звука или стона вместе
с соперницей. Она умирает, но умирает несломленная, непокоренная, по-прежнему
оставаясь личностью. По силе воздействия на читателей образ Катерины Измайловой
достигает в очерке Лескова трагической высоты.
Катерина Кабанова совершает преступление: она изменяет мужу, который ее
любит всей душой, изменяет с человеком, который ее не стоит. И она наказана
— она наказывает себя сама, простившись с жизнью.
Преступления, совершенные Катериной Измайловой, более ужасны: измена,
убийства. Но она также наказана: она потеряла все. Потеряно и богатство,
и семья, она публично избита плетьми, сослана на каторгу, в итоге она
брошена возлюбленным, унижена любимым человеком ради другой женщины. Но
уходит из жизни она, не раскаявшись, не повинившись. Она умирает так же,
как и жила: совершает двойное преступление — убийство и самоубийство.
Судьбы двух женщин, сила их личностей не могут оставить читателей равнодушными,
не могут не вызвать удивления и восхищения перед силой их грешной любви.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|