|
Причины гибели Катерины
Драма “Гроза” — это вершина творчества Островского. В своем произведении
писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя
на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками
и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой
общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как
персонаж входит в круг этих людей. В “Грозе” этим новым, отличным от других
героем, “лучом света” становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному
миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере
писатель показывает, насколько ужасно находиться в “царстве деспотов и
самодуров” человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает
в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины
назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами
приводят Катерину к самоубийству.
Катерина — женщина с сильным характером, но между тем даже она не может
противостоять “царству самодуров и деспотов”.
Свекровь (Кабаниха) — натура грубая, властная, деспотичная, невежественная,
она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна
оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается:
“Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел:
стены-то даже противны”. Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли
не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без
повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину,
ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут
сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а
между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит
к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит:
“...душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас”. Катерина
не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует
в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, “что
мне захочется, так и сделаю”, “я уйду, да и была такова”. С замужеством
жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет
радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
В этом “темном царстве” все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того
времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого
она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок
ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно,
не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови.
Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа,
но все-таки позже признается сестре мужа: “Мне жалко его очень”. Жалость
— единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно
понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при
отъезде супруга (“как бы я тебя любила”), — это слова отчаяния. Катериной
завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться
за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует,
тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но
в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом
Калинова, сам же он говорит жене: “Не разберу я тебя, Катя!” Да уж куда
ему “разобрать” ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен
для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит
Катерине: “Я не понимаю, что ты говоришь”.
В “темном царстве” нет ни одного человека, душевные качества которого
были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из
всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же —
маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается
всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом... потом
видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины,
Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить
хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал,
что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”, — ведь при первой встрече
женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.
Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да
даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа —
это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно.
Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу “лишь бы все было
шито да крыто”, не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже
признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда
не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на
путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает,
что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина
просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества,
ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере
это, возможно, понимает и Борис и говорит, что “только одного и надо у
Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!”
Одна из проблем Катерины в том, что “обманывать-то она не умеет, скрыть-то
ничего не может”. Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более
от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
В переводе с греческого имя Екатерина означает “всегда чистая”, и наша
героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого
рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она
не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как
многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить
с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает
неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения,
ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие
вещества, он умер невинным.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|