|
Психология человека на войне
(М. Шолохов и Л. Толстой)
Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого,
принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая
личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело
сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования.
В центре романа «Война и мир» — Отечественная война 1812 года, в «Тихом
Доне» события происходят во время Первой мировой и Гражданской войн. Психология
человека на войне раскрывается в каждом из этих произведений.
Прежде всего, в обоих произведениях военная действительность отражается
не через восприятие какого-нибудь одного героя: и Л. Толстому, и М. Шолохову
важно показать реакцию многих людей на войну и на связанные с ней перемены.
Так, в «Войне и. мире» мы слышали гордые слова Андрея Болконского о том,
что он идет на войну из-за того, что «эта жизнь не по мне», толки московского
и петербургского света и т. д. Точно также в «Тихом Доне» читатель одновременно
или с незначительной отсрочкой узнает, как в разных местах казаки встречают
весть о начале войны: полк Григория находится в Карпатах, часть Митьки
Коршунова стоит под Вильнюсом, брата же Григория, Петра, мобилизация застает
в хуторе Татарском.
В обоих произведениях отражено народное отношение к войне: у Л. Толстого
— общенародное, у М. Шолохова — в его казачьем варианте.
В романе «Война и мир» война для народа — тяжелая работа, кровь, страдание,
смерть. Вот картина похода перед Шенграбенским сражением: «По краям дороги
видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то
сломанные повозки... Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали
орудия и фуры, бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались
криками груди». Читая это описание, чувствуешь огромное напряжение человеческих
сил, тяжесть труда, доходящую до предела усталость. Нет на войне ничего
эффектного и показного, люди просто выполняют свой долг, не помышляя о
том, что они герои (самый яркий пример — батарея штабс-капитана Тушина).
Прошло почти сто лет, а в поведении человека на войне, кажется, ничего
не изменилось. Та же кровь, то же напряжение человеческих сил, то же искаженное
войной лицо земли: «По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые
зарева, зарницами полыхали местечки, деревни, городки... В садах жирно
желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже
было, что деревья — в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью».
И нет здесь никаких героев, а есть страх, ужас до потери рассудка и инстинктивная
защита собственной жизни. Один из многочисленных примеров тому — эпизод
с казаком Крюковым, спасшим казака Иванкова от смерти и убившим нескольким
немцев, окруживших его: «...он, подняв на дыбы коня, вихляясь всем телом,
отбивался шашкой до тех пор, пока ее не выбили. Выхватив у ближнего немца
пику, он развернул ее, как на ученье». М. Шолохов не лишает Крюкова цмелости
и боевой изворотливости, но постепенно придает этой схватке характер безумной
драки, где люди теряют свое человеческое лицо и, «озверев от страха»,
«кололи и били чем попало». («Обеспамятевшие от ужаса лошади налетали
и бестолково сшибались»).
Перед нами — не героический подвиг, а обыкновенный военный эпизод, где
обыкновенные люди, еще не искушенные в бою, испугались друг друга, вступили
в бой, выполнив свой долг, и только случайность решила исход схватки.
Здесь нет трусов, но нет и чудо богатырей, а показана психика рядового
человека в нечеловеческой ситуации убийства себе подобных.
Убийство и у Л. Толстого, и у М. Шолохова является тяжелым нравственным
потрясением. Как Петя Ростов в «Войне и мире» не может не думать об убитом
им французе, так же точно Григорий Мелехов вновь и вновь возвращается
к убитому им австрийцу. Убийство — это тяжесть, с которой не могут справиться
ни сознание, ни чувства.
И Л. Толстого, и М. Шолохова глубоко волнует вопрос о человечности на
войне. Ясно, что эти два понятия непримиримо враждебны друг другу, однако
оба писателя убедительно показывают, что именно в ситуации кровавой бойни
проявляется истинная сущность человека, и если была в нем человечность,
то она лишь укрепится в испытаниях. Мы помним, как в «Войне и мире» Пьер
выносит из горящего дома девочку, Андрей Болконский спасает безвестную
лекарскую жену
Аналогичная ситуация и в «Тихом Доне». Григорий Мелехов, один против целого
взвода, бросается защищать несчастную Фра-ню, и потом, вспоминая эту страшную
сцену, едва не плачет: что сделала с людьми война! Сам тяжело раненый,
выносит из боя офицера. Спасает он и своего смертного врага — Степана
Астахова. «Спас, подчиняясь сердцу», — отмечает М. Шолохов.
Итак, война сурово экзаменует человека на нравственную крепость, веру
и самоотверженность. Но она же убедительно показывает, что реально в человеке
доброе начало, что сострадание и милосердие помогут человеку и в огне
спасти живую душу. Верой в человека, способного вынести любые испытания,
проникнуты романы «Война и мир» Л. Толстого и «Тихий Дон» М. Шолохова. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|