|
Современный театр
При слове «театр» мы представляем себе тяжелый бархатный занавес, зал,
затихший в ожидании оркестровой увертюры, пышные наряды актеров, ощущение
праздника... Но вот на подмостки выходит актер, одетый в джинсы и черный
свитер. Он произносит несколько слов, и потрясенный зритель узнает монолог
шекспировского Гамлета...
Владимир Высоцкий в роли Гамлета — это символ театра, рассчитанного не
на внешний эффект, а на сотворчество актера и зрителя. Гамлету вовсе не
обязательно быть одетым в кружевной камзол, шляпу и панталоны. Гамлет
становится Гамлетом не потому, что он одет сообразно эпохе, а потому,
что он произносит слова «Быть или не быть?..».
Современный театр — это эксперимент над формой и содержанием спектакля.
Формальные эксперименты начались еще в двадцатые годы XX века. Вспомним
театр Мейерхольда, удивлявший, восхищавший и даже шокировавший зрителя.
Судя по воспоминаниям современников, особый интерес представляли инсценировки
произведений русской классики, осуществленные Мейерхольдом. Русский зритель,
привыкший к классическим постановкам, с трудом принимал сценические нововведения.
Вспомним остроумную пародию на театр Мейерхольда из «Двенадцати стульев»
Ильфа и Петрова: театр «Колумб» — пародийное воплощение экспериментального
духа двадцатых годов. И, тем не менее, многое из наследия «левого искусства»
органично вошло в практику современного театра.
Экспериментирование над содержанием — гораздо более сложный процесс, связанный,
прежде всего, с работой драматургов. Неординарные произведения драматургии
требовали новых сценических решений и нового зрителя. Авторы вышли из
круга «классических» тем, отказались от трех единств — времени, действия
и места, получив выразительные широчайшие возможности. Так, румынский
писатель-эмигрант, обосновавшийся во Франции, Эжен Ионеско стал одним
из родоначальников «театра абсурда», где смещены время и пространство,
а герои напоминают то ли сумасшедших, то ли жителей иных миров. Но это
лишь впечатление. Театр абсурда поднимает сложнейшие вопросы человеческого
бытия. Человек, согласно абсурдистской трактовке, трагически одинок в
мире, ему сложно найти взаимопонимание с себе подобными, отыскать собственный,
отличный от других жизненный путь.
Еще одна характерная черта современного театра — его демократичность и
острая социальная направленность. Сегодняшний театр перестал быть искусством
для избранных — он говорит языком масс, воплощает сложные современные
проблемы. Нынешний театр прочно завоевал свою зрительскую аудиторию, он
необходим многим людям, а создатели современных спектаклей решают не только
сугубо эстетические, но и социальные задачи. Конечно, что-то в театральном
искусстве нового тысячелетия продиктовано конъюнктурными соображениями,
однако пройдет немного времени, и все наносное уйдет, чтобы дать развиться
настоящему, правдивому, органичному, что есть в современной драматургии.
Кто-то из критиков заметил, что современный Гамлет давно решил вопрос
«Быть или не быть?..» в пользу «быть». И в этом созидательный пафос современного
театра, который не перестает удивлять зрителя все новыми и новыми открытиями.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|