|
Что значит для меня родина?
В разные времена, в разные эпохи развития культуры понятие «родина» воспринималось
по-разному, наполнялось разным содержанием. С одной стороны, родина —
это страна, государство, в котором довелось родиться. С другой стороны,
у каждого человека есть место, где он родился, родной дом, семья — так
называемая «малая родина», основа личностного мира. Попробуем проследить,
как соотносятся эти понятия в разные эпохи.
Если говорить о Киевской Руси, то понятие «родина» в широком смысле этого
слова там не было распространено, поскольку Киевская Русь не была централизованным
государством, и люди ассоциировали себя не со страной, а с местом, где
жили. В «Слове о полку Игореве» ясно показано, к чему это приводит: оплакивая
разбитое войско Игоря, автор «Слова...» недвусмысленно говорит о том,
что виной всему междоусобие «князей» И Игорь, идя в поход, хочет воевать
за всю Русь и так прощается с ней: «О Русь! Уже за шеломенем еси!» И желаемое
всеми следствие поражения Игоря — объединение князей в единое сильное
государство.
Что же касается времен казацкой державы Богдана Хмельницкого, то именно
к этому времени можно отнести формирование у украинцев самой по себе идеи
родины. Ведь война 1648—1654 годов велась не столько за устранение религиозного,
политического, экономического гнета, сколько за установление своего государства,
именно потому она называлась и называется Национально-освободительной.
Перефразируя известное изречение, можно сказать, что Б. Хмельницкий дал
украинцам территорию, а Т. Шевченко научил их говорить.
Что же касается периодов, когда украинская территория входила в состав
других государств, то на мой взгляд, здесь неуместно говорить о понятии
«родина» ни в политическом, ни в личностном смысле. Ведь в это время люди
не могли общаться на своем родном языке, изучать свою историю. Именно
об этом периоде самый известный и выдающийся режиссер А. Довженко писал:
«Украинцы — это единственная нация, которая не знает своей истории».
В русской классической литературе эти два понятия — «большая» и «малая»
родина — неразрывно слиты. Писатели-классики стремятся увидеть родную
страну как единое целое, со всеми ее болями, проблемами и непредсказуемыми
перспективами. Наиболее яркий пример в этом отношении — Н. В. Гоголь.
В одиннадцатой главе поэмы «Мертвые души» он пишет: «Русь, куда ж несешься
ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит
и становится ветром разорванный на куски воздух, летит мимо все, что ни
есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы
и государства».
И в русской поэзии серебряного века продолжаются традиции классики. Например,
у С. Есенина воспевание природы родной Рязанщины, ощущение родства с родными
полями и лесами перерастает в огромную поэму любви ко всей России.
О Русь — малиновое поле
И синь, — упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В поэзии М. Цветаевой Россия предстает как национальная стихия бунтарства,
непокорства, своеволия:
Нетоптаный путь,
Непутевый огонь. —
О Родина — Русь,
Неподкованный конь!
Уже в эмиграции М. Цветаева писала: «Родина не есть условность территории,
а непреложность памяти и крови. Не. быть в России, забыть Россию может
бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. У кого она внутри — тот
потеряет ее лишь вместе с жизнью».
В наше время, по-моему, очень важна эта цветаевская мысль. Когда нет единства
ни внутри государства, ни между людьми, очень важно найти опору внутри
себя и там же обрести свою родину. Родина для меня — это память о трагической
истории моей страны и знание о тех проблемах, которые возникают в ней
сейчас. Родина для меня — это родная культура и стремление ее сохранить.
И, конечно, родина — это мой родной город, его улицы и переулки, зимы
и весны, его люди. Родина — это друзья и знакомые, моя семья. Родина —
это память сердца обо всем, что было и со мной, и с моим народом.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|