|
Проблема чести и долга (на
примере литературного материала или по жизненным впечатлениям)
Проблема чести и долга для многих заключается в том, что второе понятие
принимается как общее, а первое — глубоко индивидуально. Бывает очень
непросто выполнить долг, не запятнав свою честь в глазах окружающих. В
наше время мало кто объединяет честь и долг в единое целое, как это делали
писатели XVIII и XIX веков, считавшие честного и ответственного человека
истинным героем эпохи. Теперь эти понятия толкуются либо слишком узко,
либо излишне абстрактно.
Если бы каждый человек обладал талантом психолога, то проблема чести и
долга была бы решена относительно легко. Однако часто мы не в состоянии
понять самих себя, придумывая ложные представления о чести и долге и запутываясь
в них.
Легко заметить, как тесно взаимосвязаны эти два понятия. Долг перед отечеством,
перед родителями, детьми с давних пор считается непременным элементом
чести и достоинства личности и остается актуальным и в наше время. Несмотря
на то что многие считают носителями чести и долга лишь благородных рыцарей
средневековья, эти явления живы и по сей день.
По моему мнению, проблема чести и долга в настоящее время заключается
в том, чтобы не замутнять благородные понятия их отрицанием и неверием
в них, в том, чтобы суметь принять реалии нового времени и смириться с
тем, что личностные достоинства претерпевают естественные изменения. Но
самое главное — осознание каждым человеком наличия высших ценностей, заключенных
в понятиях чести и долга.
Людям свойственно равняться друг на друга, бессознательно брать пример
с окружающих. Что получается в результате? Понятия о чести меняются далеко
не в лучшую сторону вследствие стремления людей равняться на недостойных
личностей и оправдывать свои неблагородные поступки тем, что они ведут
себя не хуже и не лучше других.
Проблему чести и достоинства можно справедливо отнести к проблемам нового
времени. Два или три столетия назад любая угроза чести считалась страшным
оскорблением, и это отвечало духу времени. Сегодня оскорбление человека
не считается чем-то из ряда вон выходящим. Изменились времена, изменилось
и отношение людей к окружающему миру, но по-прежнему действуют такие ценности,
как, например, принципиальность.
Что касается долга, то следование ему является обязательным для принципиальной
и честной личности. Однако тот случай, когда окружающие убеждают человека
выполнить что-то, утверждая «Ты должен!», а он напрочь отказывается, вовсе
не обязательно означает пример отрицания долга.
Общее восприятие долга касается лишь тех моментов, которые устанавливаются
правилами и нормами, отражаются в законе. Что же касается элементов частной
жизни, то здесь понятия о долге столь же индивидуальны, как и аналогичные
понятия чести.
Каждый из нас может вполне справедливо заявить, что главным для него является
возможность отстоять идеал, жить в соответствии со своими принципами,
а все остальное не имеет большого значения. Однако это не позволит добиться
взаимопонимания в обществе, из-за чего проблема чести и долга останется
нерешенной еще очень долгое время.
Подтвердить эту мысль можно на примере крестьянского правдолюбца, героя
произведения В. Распутина «Пожар». Его сознание и следование моральному
долгу не делает общество гуманнее. Однако существование таких, как он,
людей доказывает, что понятия о чести, долге и достоинстве все же продолжают
действовать.
Есть и еще одна составляющая проблемы чести и долга. Это сознание морального
долга, сопряженного с любовью к своим соплеменникам и придающее человеку
смелость, решительность, силу. И хотя люди часто даже не замечают жертвы,
принесенной ради их спасения, долг по отношению к окружающим остается
в нашем понимании самым благородным и возвышенным. Актуальность последнего
наблюдения подтверждает аллегорический образ Данко из известного литературного
произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Данко смел, решителен и силен,
но, спасая людей от физической гибели, он не может спасти их от нравственного
падения. Ценой гибели он вывел своих соплеменников из глухой темноты леса,
но они не улучшат мир своей гуманностью и чистотой.
И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о том, что способно
помочь решить проблему, рассматриваемую в данном сочинении. Если понятия
чести, долга и достоинства индивидуальны, то, значит, и пути решения связанных
с ними проблем не могут быть общими. Следовательно, каждый человек в зависимости
от собственных стремлений и мировоззрения должен стараться найти «золотую
середину» между попыткой сберечь свое собственное «я» и исполнить долг
перед обществом.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|