|
Анализ сказки «Коняга»
В 1869 – 1886 Салтыков-Щедрин создает цикл сказок «для детей изрядного
возраста» — коротких сатирических сочинений, в которых аллегорически представлены
пороки и слабости современного автору русского общества: «Дикий помещик»,
«Карась – идеалист», «Вяленая вобла», «Премудрый пескарь», «Коняга» и
другие. В ту пору из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до
конца показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата.
И все же с помощью сказок смог донести до людей резкую критику существующего
порядка. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, писатель
был вынужден использовать такие разнообразные приемы, как гротеск, гипербола,
антитеза. Немаловажен был и эзопов язык.
Так, сказка «Коняга» имеет форму притчи. В ней речь идет о коне – коняге,
который был «обыкновенным мужичьим животом, замученным, побитым, узкогрудым,
с выпяченными ребрами и обоженными плечами, с разбитыми ногами». Из ноздрей
и глаз у него «сочилась слизь». Верхняя губа была откошена, как блин,
а голову всегда держал «понуро». И силы Коняге неоткуда было набраться:
такой ему корм давали, что от него «только зубы нахлопаешь». А работать
надо было. Пройдут с мужиком борозду « из конца в конец» — и оба дрожат:
вот она, смерть, пришла! Обоим смерть – и коняге и мужику; каждый день
смерть». Коняга не жил, но и не умерал. Подобно этому полю, которое он
орошал своей кровью, он не считал ни дней, ни лет, ни веков…
Был у него брат – Пустопляс. Он был «вежливый и чувствительный». Его ставили
в теплое стойло и стелили мягкую солому. Никто с первого взгляда не мог
и сказать, что они – одного отца дети. Пустопляс уже и забыл, что «братец
на свете живет, да вдруг с чего-то загрустил и вспомнил». Видит, а брат-то
у него бессмертный! «Бьют его чем не попадя, а он живет, кормят его соломою,
а он живет!» И решил Пустопляс, что Коняга «черпает в труде ту душевную
ясность, которую мы утратили навсегда». «Вот у кого учиться надо!» «Вот
кому надо подражать!»
Салтыков-Щедрин постоянно стремился к совершенствованию своей иносказательной
манеры, старался сделать произведения максимально доступными читателю.
Поэтому прибегая к сравнению с животными и к тем художественным приемам,
которые характерны для народных сказок.
Так, Коняга – олицетворение не только одного замученного бедняка – рабочего,
но и всего крестьянства в целом, отягощенного изнурительным трудом и мрачной
жизнью, лишенность счастья. Подобно Коняге, люди мучаются, не жалея себя
и своих сил, и ради чего? Кто из них, по-настоящему, задумывается о будущем
своих усилий, мыслей и желаний?
Я думаю, что «бедный народ» не замечает всю горесть потерь и трат сил
впустую, слепо веря во что-то хорошее и в какое-то общее счастье.
Не даром сказка названа именно «Коняга», ни «Конь», ни «Конюшка», а именно
«Коняга». Что говорит и всей тяжести и жестокости жизни, о тех условиях,
что сделали из коня – Конягу, о тех условиях, в которых не возможно было
жить иначе.
Горько и больно за русского человека. Видя его бесправие, можно лишь удивляться
великому, вековому терпению.
Салтыков-Щедрин высмеивает обывателя, с гневом говорит о чиновниках. Фантастика
и реальность в его произведениях тесно связаны, но в целом цикл «Сказки»
дает нам полную и точную картину современной писателю действительности.
Но не простое описание считал своей задачей автор. Истинная его цель –
найти путь к сердцам читателей, заставить их задуматься о том, что происходит
вокруг и, быть может, найти в книге ответы на многие вопросы, которое
ставила жизнь.
И мне кажется, что, читая «Сказки», нужно учиться на ошибках и слабостях
прошлого, дабы их не было в будущем и настоящем!
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|