|
Народ и личность – одна из главных
проблем романа «Война и Мир»
«Война и мир» — русская национальная эпопея. Сам автор говорил о своем
произведении: «Без ложной скромности, это — как «Илиада». Это сравнение
означало то, что в романе Л. Н. Толстого нашел свое отражение национальный
характер великого народа в тот момент, когда решалась его историческая
судьба. К началу создания эпопеи у писателя уже выработалась некая историко-философская
концепция, которая и выразилась в произведении. Заключалась она следующем:
автор считал, что только деятельность отдельного человека может быть осмыслена
и разумна. В целом же течение истории проходит стихийно, бессознательно,
бесконтрольно. Ее конечные цели людям неизвестны. «Человек сознательно
живет для себя, — утверждал Толстой, — но служит бессознательным орудием
для достижения исторических, общечеловеческих целей». Никто, по мнению
писателя, не может предопределить ход исторических событий, но можно догадываться
о смысле совершающихся событий и не мешать их развитию. Именно такие люди
по праву становятся великими.
Таким человеком в романе выступает Кутузов: «Долголетним военным опытом
он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек,
борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и Знал, что решают участь
сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят
войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая
духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это
было в его власти». В русском полководце Л. Н. Толстой выделяет прежде
всего те народные, национальные черты, которые сближают его с простыми
людьми: простота и скромность, естественность поведения, отвращение к
любой фальши, напыщенным речам и псевдопатриотизму. Он является своеобразным
олицетворением духовной силы и талантливости народа, его патриотического
духа. Стратегическая идея Кутузова, в понимании Толстого, заключалась
в соединении двух сил — терпения и времени, о которых он часто говорил,
и нравственном величии войска, о котором он всегда заботился.
Кутузов очень осмотрителен, проницателен и мудр в своих решениях. Он один,
по словам писателя, понимал смысл Бородинского сражения, один утверждал,
что Бородинская битва была победой русских над французами. Жизненные силы
и воля полководца питались одной, никогда не покидавшей его мыслью о победе
над врагом, что стало его единственным стремлением и самым заветным желанием.
Он не сомневался в мужестве и силе русского солдата, в том, что враг непременно
будет побежден. И эту уверенность внушил всей армии, которая, в свою очередь,
ощущал» живую связь с Кутузовым. Его «простая, скромная и потому истинно
величественная фигура не могла улечься в ту лживую форму европейского
героя, мнимо управляющего людьми, которую придумали», — пишет о нем Толстой.
Его патриотизм, так же как и патриотизм простых русских людей, лишен какой
бы то ни было рисовки, внешней эффектности, кичливости и хвастовства.
Толстой отмечает, что сила Кутузова заключалась в том, что он учитывал
объективный ход событий, понимал народный характер войны и был кровно
связан с народом.
Рисуя образ русского полководца, как исключительной, выдающейся личности,
автор в то же время сводит к нулю величие образа другого полководца —
Наполеона. Эти два человека противопоставлены в романе. Наполеон у Толстого
— наглый и жестокий завоеватель, действия которого не только не оправданы
историей, но и противоречат нравственному идеалу человека. Это циничный,
безнравственный и самовлюбленный деспот, попиравший все человеческое,
захватчик и душитель национальной независимости народов. Он — воплощение
ложной мудрости, индивидуализма и эгоцентризма; дерзкий нарушитель законов
истории. Герой, презревший все, не признающий ничего, кроме своей воли.
Он противопоставляет свое «я» самой истории и тем самым обрекает себя
на неминуемое крушение. Величие личности Кутузова и его тесной связи,
в его духовном родстве с народом. Тогда как Наполеон заботится только
о личной славе. Этот факт совершенно исключает, по убеждению автора, вопрос
о Наполеоне как о выдающемся государственном и военном деятеле своего
времени.
«Мысль народная» выражена в «Войне и мире» не только в картинах массового
патриотического подвига народа, но и в отдельных судьбах героев произведения.
Олицетворением этого народного начала, народной силы видится и ротный
Тимохин с его простотой, скромностью, человечностью, естественностью поведения
и капитан Тушин. Выходцы из народной среды, они по-солдатски смотрят на
вещи, потому что сами солдаты. Их незаметный, но подлинный героизм был
естественным проявлением их нравственной натуры, как и повседневный, обычный
героизм солдат и партизан. Они являются выражением самой сущности русской
армии, выступая таким же воплощением народно-национальной стихии, как
Кутузов. Народные истоки проступают и в представителях дворянства — Наташе
Ростовой, готовой пожертвовать подводами для спасения раненых; Андрее
Болконском, Пьере Безухове, забывших о своих корыстных эгоистических целях
и стремлениях, под влиянием осознания всеобщей опасности и собственного
долга. Все те же национально-патриотические чувства, настроения присущи
и старому князю Болконскому, и Денисову, и Тихону Щербатому.
В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек
может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если
он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми
же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный
человек. Только в народе — главная сила, только в связи с народом может
проявиться настоящая, сильная личность.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|