|
Роман Л. Н. Толстого "Анна
Каренина"
Роман «Анна Каренина» создавался в период 1873-1877 годов. С течением
времени замысел
претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись
его сюжет и
композиции, менялись герои и самые имена их. Анна Каренина, какой ее знают
миллионы читателей,
мало похожа на ее предшественницу из первоначальных редакций. От редакции
к редакции Толстой
духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал ее, делал ее все
более привлекательной.
Образы же ее мужа и Вронского (в первых вариантах он носил другую фамилию)
изменялись в
обратном направлении, т.е. духовный и нравственный уровень их снижался.
Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и в
окончательном
тексте Анна Каренина остается, по терминологии Толстого, одновременно
и «потерявшей себя» , и
«невиноватой» женщиной. Она отступила от своих священных обязанностей
матери и жены, но у нее
другого выхода не было. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но
в то же время
трагическая судьба ее оказывается неизбежной.
В образе Анны Карениной развиваются и углубляются поэтические мотивы «Войны
и мира» ,
в частности сказавшиеся в образе Наташи Ростовой; с другой стороны, в
нем временами уже
пробиваются суровые нотки будущей «Крейцеровой сонаты» .
Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной» , Толстой заметил, что в
первом романе он
«любил мысль народную, а во втором — семейную» . В «Войне и мире» непосредственным
и одним из
главных предметов повествования была именно деятельность самого народа,
самоотверженно
защищавшего родную землю, в «Анне Карениной» -преимущественно семейные
отношения героев,
взятые, однако, как производные от общих социально-исторических условий.
Вследствие этого тема
народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения: она дана
главным образом
через духовные и нравственные искания героев.
Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно переплетается
с миром зла,
нежели в «Войне и мире» . Анна появляется в романе «ищущей и дающей счастье»
. Но на ее пути к
счастью встают активные силы зла, под влиянием которых в конечном счете
она и гибнет. Судьба
Анны поэтому полна глубокого драматизма. Напряженным драматизмом проникнут
и весь роман.
Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает
как равноценные.
Ее любовь и материнское чувство-два великих чувства остаются для нее несоединенными.
С
Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным
— как о
безупречной матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет одновременно
быть и той и
другой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину:
«Я все та же... Но во
мне есть другая, я ее боюсь — она полюбила того, и я хотела возненавидеть
тебя и не могла забыть
про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся» . «Вся»
, т.е. и та, которая была
прежде, до встречи с Вронским, и та, которой она стала потом. Но Анне
еще не суждено было
умереть. Она не успела еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю,
не успела она также
испробовать и всех дорог к счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая
натура. Вновь сделаться
верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она понимала,
что это было
невозможно. Положение «лжи и обмана» она также не способна была более
переносить.
Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за другой
ее мечты. Рухнула
ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про все: не нашла своего
счастья Анна и за
границей. Действительность, от которой она хотела уйти, настигла ее и
там. Вронский скучал от
безделья и тяготился, а это не могло не тяготить Анну. Но самое главное
на родине остался сын, в
разлуке с которым она никак не могла быть счастливой. В России ее ожидали
мучения еще более
тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время, когда она могла
мечтать о будущем и тем
самым в какой-то степени примирить себя с настоящим, прошло. Действительность
теперь
представала перед ней во всем своем страшном облике.
По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего. Так,
Анна, узнавая
петербургскую аристократию, подразделяет ее на три круга: первый круг-это
сослуживцы Каренина, к
которым она вначале питала почти набожное уважение. Познакомившись ближе
с этим кругом, она
потеряла к нему всякий интерес. Ей стало известно, «кто за кого и как
и чем держится и кто и с кем и в
чем расходится» . Второй круг был тот, с помощью которого Каренин сделал
свою карьеру. В центре
этого круга стояла Лидия Ивановна. Первое время Анна дорожила этим кругом,
имела даже друзей в
нем. Вскоре, однако, он стал невыносим для нее. «Это был кружок старых,
некрасивых,
добродетельных и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин»
. Анна поняла, что
все они лицемерят, притворяются, что добродетельны, а на самом деле злы
и расчетливы. Анна
порвала с этим кругом после своего знакомства с Вронским. Встречаясь с
ним, она оказалась втянутой
в третий круг, центром которого была Бетой Тверская. Княгиня Бетой внешне
противостоит Лидии
Ивановне с ее набожностью. Бетой не скрывает своего вольного поведения,
но собирается в старости
стать такой же, как Лидия Ивановна. Поведение княгини Бетой Тверской и
графини Лидии Ивановны
– это две стороны одной и той же медали. Признание Бетой, что она в старости
станет похожей на
Лидию Ивановну, бросает яркий свет на образ жизни и ее самой, и Лидии
Ивановны; им обеим
необходима маска лицемерия. Лицемерно было все общество, с которым сталкивалась
Анна. С
каждым поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом.
Она искала честного,
бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество,
явный и скрытый
разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Вот в чем
ужас ее положения.
Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно,
привязанность ее к
жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково
дороги. Здесь
разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского.
Для нее это была сама
жизнь.
Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним
и потому мало
интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали
недоразумения.
Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права.
Однако суть дела
заключалась в том, что поступками Каренина, а затем и Вронского руководило
«благоразумие» , как
понимали его люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое человеческое
чувство,
которое никак не могло согласоваться с «благоразумием» . В свое время
Каренин был напуган тем, что
в «свете» уже заметили отношения его жены с Вронским и что это грозит
скандалом. Так
«неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь общественного скандала боится
Вронский и причину этого
скандала видит все в том же «неблагоразумии» Анны.
В поместье Вронского разыгрывается в сущности заключительный акт трагической
судьбы
Анны Карениной.
Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой
себе казаться
вполне счастливой. В действительности она была глубоко несчастна. Последняя
встреча Долли и
Анны как бы подводит итог жизни той и другой. Судьбу Долли и судьбу Анны
Толстой рисует как два
противоположных варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому
несчастлива,
другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива.
В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Ее жизнь — подвиг
во имя детей, и
в этом смысле своеобразный укор Анне.
Перед нами новый пример широты и глубины освещения и раскрытия Толстым
судьбы своей
героини.
За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все
обман, все зло!..»
Поэтому ей и хочется «потушить свечу» , т.е. умереть. «Отчего же не потушить
свечу, когда смотреть
больше не на что, когда гадко смотреть на все это?»
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|