Сочинения по литературе
 

Смысл названия. "Герой времени" в романе "Отцы и дети". Художественный прием "психологической пары"



Название романа "Отцы и дети" часто понимается весьма упрощенно: смена общественной
идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается
одной лишь социальной сферой, он имеет и психологическое звучание. И сводить весь смысл
произведения исключительно к идеологии — значит понимать его "по-базаровски". Ведь и сам Базаров
считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все, сделанное "отцами",
дискредитировать их, с их "принсипами" и моралью, во имя туманного "светлого будущего". Такое
вульгарное упрощение смысла эпохи и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего,
непростительно. Проблема отцовства — одна из важнейших, это проблема единства развития всего
человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает
ему будущее. Смена поколений — процесс всегда непростой и небезболезненный. "Дети" принимают в
наследство от "отцов" весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать
"отцов", необходимо творческое переосмысление их жизненного credo — но переосмысление на основе
уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым
поколением происходит гораздо более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда
бывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять.
В России ХIХ века сильнейшим социальным потрясением оказалось восстание декабристов.
Поколение, для которого период становления прошел в эпоху николаевской реакции, не смогло
воспринять высокий кодекс чести своих отцов, "Потерянным поколением" станет оно в русской истории.
"Толпой угрюмою и скоро позабытой" назовет его один из лучших сынов этого поколения М. Ю.
Лермонтов, постигший всю трагичность для духовной жизни общества событий 14декабря. Произошел
разрыв в цепи поколений, одно звено — выпало: И прах наш с строгостью судьи и гражданина Потомок
оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом, —
предрекал он.
Введенное Лермонтовым понятие "герой времени" означает человека, наиболее типичного для
данной эпохи, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты
и падения.
Разумеется, поколение не может состоять из одних "героев времени". Основную массу людей
эпоха как бы "задевает краем", они к любой эпохе умеют приспособиться. И это замечательно —
представьте себе поколение из одних Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.
Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: "герои времени" и обычные
люди. Братья Кирсановы как раз составляют такую психологическую пару.
Павел Петрович неслучайно назван Писаревым "маленьким Печориным". Он действительно не
только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой "печоринский" тип. "Заметим, что Павел
Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично. Павел
Петрович — холостая душа, ничего от него "родиться", произойти не может; именно в этом и заключается
все назначение его существования в тургеневском романе", — комментирует А. Жук.
Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямого, последовательного
повествования и биографий основных героев. Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в
иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Петровича
Кирсанова подчеркнуто "выпадает" из общего хода повествования, оно даже стилистически чужеродно
роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к
Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения молодых нигилистов. Тургенев
максимально приближается к стилю и образности романов 30-х—40-х годов Х1Х века, воссоздает
особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной, приземленной
повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадочной возлюбленной Павла Петровича: она
фигурирует под условно-литературным именем Нелли, или под таинственным "княгиня Р". Не узнаем,
что томило ее, что заставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от беспечности к
унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем. Да это и неважно. Главное понять, что в ней так
привлекло Павла Кирсанова, на чем зиждется его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно:
самая загадочность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержимость "ей самой неведомыми
силами", ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее очарование для Кирсанова.
Любовь и дружба в жизни Базарова Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-
своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба неотъемлемое понятие
для счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой,
"белибердой, непростительной дурью"; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с
которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей мало, и к таким людям относится
Евгений Васильевич Базаров.
Его единственный друг — Аркадий — наивный, несформировавшийся юнец. Он привязался к
Базарову всей душой и сердцем, обожествляет его, любит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет
воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный общественный строй,
приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не
только Аркадий, но и некоторые, так называемые, "дворяне-прогрессисты". Например, Ситников и
Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как
нигилизм — веяние моды, то они принимают его; но принимают частично и, надо сказать, самые
неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни
малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает, что это люди неумные и непостоянные — он
не принимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия. Он видит в нем своего
последователя, единомышленника. Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий
внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако, все чаще между ними
стали возникать разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В
частности, он не может отрицать природу и искусство. Базаров считает, что "природа — это не храм, а
мастерская, и человек в ней — работник". Аркадий считает, что природой надо наслаждаться, и из этого
наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над "стареньким романтиком" Николаем
Павловичем, когда тот играет на виолончели; Аркадий даже не улыбается его шутке, но, несмотря на
возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего "учителя". Базаров не замечает измену в
Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равновесия. И Евгений решает
расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Базарову
горько это осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими словами: "...
ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости,
а есть молодая смелость, да молодой задор, для нашего дела это не годится... Ты славный малый; но ты
все-таки мякенький, либеральный барич". Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается
остановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении.
Итак, первая потеря — потеря друга.
Любовь — чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает все, что не приносит
практической пользы, то отвергает и любовь.
Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношений между мужчиной и
женщиной: "Нравится тебе женщина — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля
не клином сошлась".
Любовь к А. С. Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия и не радуя
его своим появлением. Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: "Это что за фигура? На
остальных особ не похожа". Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой женщиной. Он с
любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает для
себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в свою очередь, познакомилась с
человеком неординарным; и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдовать его своими чарами.
Базаров и Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг
друга. И в обоих происходит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о
нем много думала, ей было интересно в его обществе. "Она как будто хотела и его испытать, и себя
изведать".
А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся
все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, "с
негодованием сознает романтика в самом себе". А, между тем, Анна Сергеевна продолжает кокетничать
перед Базаровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный
разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью — целью холодной расчетливой
кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве
страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не
расставаться с ней. Но "Одинцовой стало страшно и жалко его". "Нет, бог знает, куда бы это повело, этим
нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете... " Итак, он отвергнут. Это вторая потеря —
потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой, лихорадочно
ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой
суждено было еще встретиться — в последний раз.
Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой: "Скажи, что кланяться велел,
больше ничего не нужно. " Но это он только говорит, что "больше ничего не нужно", на самом деле он
робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в прекрасные глаза. И
мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает
она не из любви к Базарову, она считает своим долгом благовоспитанной женщины отдать последний
долг умирающему. При виде его, она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому
человеку, "она проста испугалась каким-то холодным и томительным испугом. " Базаров понял ее: "Ну,
спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих". Он дождался ее, и на любимых руках
умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений,
не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.
Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С его желанием и волей он бы добился
своего, принес бы практическую пользу России, а может, и не только России.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению