Тема любви в лирике Тютчева Без него нельзя жить. Л.И. Толстой С детских лет с нами стихи Федора
Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть: Люблю
грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. В России все — от мала до велика — знают это
стихотворение. Строки стихотворения “Весенняя гроза”, его образы и его
звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали
ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением
грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны
в России. Стихотворение “Весенняя гроза” по праву называют классическим.
Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением
русской поэзии. Несколько слов я хочу сказать о самом поэте. Федор Иванович
Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, в
семье брянского помещика И.Н. Тютчева. Первоначальное образование он получил
дома, под руководством поэта Раи-ча, пробудившего в своем питомце любовь
к литературе. Пятнадцатилетним мальчиком за стихотворное подражание поэту
Горацию Тютчев был избран сотрудником Общества любителей российской словесности.
По окончании Московского университета Тютчев поступил на службу в Коллегию
иностранных дел и в 1822 году был послан за границу. Там, в Германии и
Италии, он прожил двадцать два года. Многолетнее пребывание за рубежом
только внешне отдалило Тютчева от Родины. На чужбине Тютчев вырос глубоко
своеобразным поэтом-лириком, изумительным мастером русского слова. Своеобразной
была судьба Тютчева — поэта. Долгое время в читательских кругах его или
попросту не замечали, или же считали поэтом “для немногих”. Когда-то И.
С. Тургенев утверждал: “О Тютчеве не спорят, — кто его не чувствует, тем
самым доказывает, что он не чувствует поэзии”. Но поэты бывают разные,
и сама поэзия многолика. Любовь к тому или иному поэту зависит прежде
всего от причин субъективных, индивидуальных, и навязать ее нельзя. Некогда
Фет назвал Тютчева “одним из величайших лириков, существовавших на земле”.
Тютчева принято называть певцом природы. Автор “Весенней грозы” и “Весенних
вод” был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных
стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования.
Когда я читаю и перечитываю стихотворения Федора Ивановича Тютчева, то
размышляю о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия.
Идея торжества природы и человека пронизывает собою лирику Тютчева, определяя
некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа — такое же
одушевленное, “разумное” существо, что и человек: “В ней есть душа, в
ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...” Через обращение
к природе Тютчев нередко раскрывает сложный мир человеческой души во всем
богатстве его переживаний. К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные
стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью,
благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний:
Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время
золотое — И сердцу стало так тепло... Это одно из самых моих любимых стихотворений.
Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс.
Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев
испытал самое большое в своей жизни чувство — любовь к ЕЛ. Денисьевой.
Именно с этой “последней любовью” связаны многие шедевры тютчевской лирики:
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего
вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя... Год не прошел — спроси и сведай, Что уцелело от
нея? Или другие пронзительные строки: Чему молилась ты с любовью, Что,
как святыню, берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.
Эти и другие стихотворения (“Не говори: меня он, как и прежде, любит...”,
“...Весь день она лежала в забытьи...”), взятые вместе, образуют так называемый
“денисьевский цикл”, по своей проникновенности и трагической силе в передаче
сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской,
но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева
тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом,
поднято до значения общечеловеческого. Тютчев писал о природе, писал о
любви. Это и давало, казалось бы, основание относить его к жрецам “чистой
поэзии”. Но великий критик Н.А. Добролюбов находил, что поэту доступны
“и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая душа, возбуждаемая
не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами
общественной жизни”. К числу таких дум о современности принадлежит и замечательное
стихотворение “Русской женщине”, рисующее беспросветную женскую долю старой
России: Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от
жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты
развеются твои... И жизнь твоя пройдет незрима, В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, — Как исчезает облик дыма На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле... В другом стихотворении — “Эти бедные селенья...”,
несмотря на славянофильскую идеализацию терпения и смирения, якобы присущих
русскому народу, сказались свойственный поэту гуманизм, и гражданский
пафос, и чувство Родины: “Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край
родной долготерпенья, Край ты русского народа”. Поэзия Тютчева — это своеобразная
лирическая исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”,
в эпоху “старых поколений”, вынужденных уступить дорогу “новому, младому
племени”. И в то же время он сам — детище нового века — несет в своей
душе “страшное раздвоение”. Как ни горько ему плестись “с изнемождением
в кости, навстречу солнцу и движенью”, он испытывает не тоскливое томление
о прошлом, а страшное влечение к настоящему. Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет; Благоухающие слезы Не о былом Аврора льет, —- И
страх кончины неизбежной Не свеет с древа ни листа: Их жизнь, как океан
безбрежный, Вся в настоящем разлита. Эти строки многое разъясняют в лирике
Тютчева. Стремление жить в “настоящем” было до конца дней присуще поэту.
Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству
русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает
Тютчева. Несмотря на то, что поэт “не писал, а лишь записывал свои стихи”,
он не раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как
бы невольно сорвалось с его пера, добиваясь предельной ясности и точности
образа. |
Это сочинение можно распечатать или просто почитать. |